«Последнее стихотворение» Ахматовой, анализ
Данный цикл является последней прижизненной книгой поэтессы и состоит из 10 стихотворений, объединенных мотивом «поэта и поэзии». «Последнее стихотворение» датируется 1959 г. и относится к поздней лирике поэтессы, когда она все чаще обращается к философским размышлениям о жизни, любви, творчестве, смерти. Темой этого стихотворения является тема поэтического «ремесла», творчества и относится оно к так называемой философской лирике. Здесь автор рассказывает о стихах, о том, какими они бывают, как они «приходят» к поэту.
Композиционно произведение можно разделить на 5 частей, в каждой из которых дано описание появления разных стихов.
В сюжете можно проследить, как стихи, подобно неким сущностям, «врываются» в жизнь лирического героя, «крадутся», «струятся», «бродят». Отдельно выделяется «выпившее по капле кровь», но бесследно «ушедшее» стихотворение, без которого герой «умирает». И перед читателем предстает образ «ускользнувшего» вдохновения.
Стихотворение написано амфибрахием, имеет парную рифму. Тут присутствуют такие тропы, как олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры. В стихотворении есть ассонанс — во многих строках повторяется звук «о», что добавляет произведению выразительности.
Из стилистических фигур здесь наблюдается градация, по которой различные типы стихов расположены в порядке убывания, согласно степени «яркости» своего «прихода» в мир поэта. Но в двух последних строфах видно описание стихотворения, наиболее поразившего автора своей силой и неуловимостью.
Поскольку Ахматова являлась акмеистом, то и в «Последнем стихотворении» видны черты этого литературного течения: острота слова, четкость композиции, изображение переживания.
«Последнее стихотворение» Ахматовой, анализ