«Последний поэт деревни» С. Есенин
К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном».
По своему рождению и призванию он был таковым: У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын. Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец из деревни, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.
Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти «природны» — в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина.
Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный.
Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» — все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище: Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия.
Его мечта — изменить облик этой «отколотой» страны: И вспашу я черные щеки Нив твоих новой сохой… Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый.
Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя: Я усталым таким еще не был… Бесконечные пьяные ночи И в разгуле тоска не впервъ! Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», «золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире.
Его решение остаться в нем сулит боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню: Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет, человек. Город враждебен и агрессивен. Он наступает на милые сердцу поэта поля.
Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родимой страны придется ей петь «аллилуйя». Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей: Город, город, ты в схватке железной Окрестил нас как падаль и мразь. В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось.
С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон — портреты Ленина, кругом — суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, «что здесь… баба родила российского скандального пиита». С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам.
И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне теперь по душе иное».
Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоденствия, богатства страны — «каменного и стального» — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.
За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же «беспечный парень», который запросто может взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки»; читать их сможет «каждая корова», и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. У слова «золотой» — несколько значений.
Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме. Во-первых, «золотой» — значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой . Во-вторых, «золото» — так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном.
В-третьих, золотой — это цвет солнца, источника света и тепла, цвет, излюбленный автора. В его стихах — «солнца луч золотой», золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, «земля моя златая». Это слово — одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света.
И потому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая». В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно «последний поэт». Всем своим творчеством он был предан этой теме.
Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.
«Последний поэт деревни» С. Есенин