• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > «Последний» в русском зарубежье (о Борисе Константиновиче Зайцеве)

 

«Последний» в русском зарубежье (о Борисе Константиновиче Зайцеве)

История бывшего советского государства изобилует примерами запрета на культуру. Запрещались не только произведения, но и сами имена писателей. Однако вопреки запретам авторы и их творения продолжали жить в сознании наших читателей, доходить до них нелегальным путем из-за границы. Но они были доступны только узкому кругу посвященных. Сейчас перед нами открываются целые пласты, залежи такой, некогда запрещенной, литературы.

Писатель Борис Зайцев, сам будучи в эмиграции, говорил: «Все имеет смысл. Страдания, несчастья, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные». Какую широкую натуру и большое сердце надо иметь, чтобы так сказать человеку, судьба которого по мановению большевистской власти в буквальном смысле превратилась в «прихотливые узоры и зигзаги» из страданий и несчастий. И умер талантливый русский писатель на чужбине. Видимо, большую роль в нравственной стойкости русских писателей сыграло христианство. Ощущение греха и жертвенности не давало их душам очерстветь и озлобиться.

О Борисе Зайцеве принято говорить, что он «последний» в русском зарубежье значительный писатель нашего века. Он умер в Париже в 1972 году, прожив без двух недель девяносто один год. Он написал сравнительно мало произведений, тем не менее оставил богатый след в русской литературе. Он создал художественную прозу, в основном лирическую, лишенную желчи, полную добра и человеческого тепла. Как прозаик Б. Зайцев стал заметен уже в начале 900-х годов. Основатель знаменитого литературного кружка «Среда» Н. Д. Телешов в своих воспоминаниях рассказывает: «Однажды Андреев привез к нам новичка. Как в свое время его самого привез к нам Горький, так теперь он сам привез на Среду молоденького студента в серой форменной тужурке с золочеными пуговицами. Юноша талантливый, говорил про него Андреев, напечатал в «Курьере» хотя всего два рассказа, но ясно, что из него выйдет толк».

В 910-е годы Зайцев был широко признан читающей Россией. Его романом «Голубая звезда» (1918) восхищался молодой Паустовский: «Чтобы прийти в себя, я перечитывал прозрачные, прогретые немеркнущим светом любимые книги: «Вешние воды» Тургенева, «Голубую звезду» Бориса Зайцева, «Тристана и Изольду», «Манон Леско». Книги эти действительно сияли в сумерках киевских вечеров, как нетленные звезды». А пьеса «Усадьба Паниных» стала вехой для вахтанговцев.

Но главные свои книги Зайцев написал за рубежом: автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба», прекрасные образы художественно-биографического жанра — о Жуковском, Тургеневе, Чехове, о Сергие Радонежском. Блистательный перевод Дантовского «Ада». Италию Зайцев знал и любил, пожалуй, как никто из русских писателей после Гоголя. Дружил в эмиграции с Буниным, о котором также оставил немало интересных страниц.

На становление его таланта повлияло обаяние родной русской природы, которое он пронес через всю свою жизнь. Конкретно — это тульско-орловско-калужский край, который он; нежно именовал «Тосканией нашей российской». По литературным идеям Зайцев был ближе всего к Леониду Андрееву. Как и Андреев, Зайцев считал, что прежний реализм в его привычных бытовых формах изжил себя. Старые корифеи сошли с литературной сцены. Исключением был лишь Лев Толстой, сделавшийся как бы живой историей. Новое виделось Зайцеву в символизме, импрессионизме. Как и все символисты серебряного века, Зайцев увлекался философско-религиозными сочинениями Вл. Соловьева, который значительно повлиял на миросозерцание молодого писателя. Любовь к человеку, к великой цивилизации и великой культуре двигала пером Зайцева.

Писатель испил до дна горькую чашу изгнания, но сохранил внутреннюю свободу. И тогда, когда вынужден был покинуть Россию, и тогда, когда вместе с Буниным оказался в оккупации после захвата гитлеровцами Франции.

Этот замечательный писатель был в высшей степени наделен даром предугадывать будущее. Быть может, от того, что трезво и спокойно оценил прошлое — ту прошлую, подобно «Титанику», затонувшую Россию, трагическую обреченность которой он так хорошо осознавал. В далеком 1938 году Зайцев писал: «… Россия объединяла и в прошлом. Должна быть терпима и не исключительна в будущем — исходя именно из всего своего духовного прошлого: от святых ее до великой литературы все говорили о скромности, милосердии, человеколюбии». В этом смысле в заветах своих, в книгах Борис Зайцев предстает перед нами как бы писателем завтрашнего дня, писателем будущего, только-только нами открываемым.



«Последний» в русском зарубежье (о Борисе Константиновиче Зайцеве)

Другие сочинения по теме:

  1. «Сказание о Борисе и Глебе» краткое содержание У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жен. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена...
  2. Место Островского в русском литературном процессе В июне 1880 года произошло открытие памятника Пушкину в Москве, превратившееся в подлинный праздник русской литературы. Определяя свое отношение к...
  3. Зарубежные исторические романы на русском языке М. Горький еще в 1899 году горячо приветствовал появление на русском языке исторического романа «На рассвете» (1889) — из эпохи...
  4. Тема любви в русском романе (По романам «Обломов», «Отцы и дети», «Война и мир») Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является...
  5. Сколько слов в русском языке? Богатство языка выражается прежде всего в запасе слов, или, как говорят языковеды, в богатстве лексики. Сколько слов в нашем языке?...
  6. Историзмы в русском языке Лексикой называют словарный состав языка, причем, когда говорят о словарном составе языка, имеют в виду слова в их индивидуальных (лексических...
  7. Я Вас любил. Тема любви в русском романе Тема любви традиционна для мировой литературы, в частности, для литературы русской это одна из «вечных» этических проблем нашего мира. Все...
  8. Образ богатыря в русском народном эпосе Образ богатыря в русском народном эпосе 1.Богатырские сила и возможности. 2.»Народный нравственный кодекс» и жестокость. 3.Негласное право богатыря. «Былины —...
  9. Человек должен бороться до последнего («Последний дюйм») «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа — это история о преодолении. Преодоление расстояния между отцом и сыном. Преодоление собственного эгоизма и отчужденности...
  10. Сочинение — размышление «Последний дюйм» Сочинение — размышление над рассказом Джеймса Олдриджа «Последний дюйм». Через всю жизнь Джеймс Олдридж пронес любовь к простым людям, до...
  11. Поступок художника Бермана (рассказ «Последний листок») Американец Вильям Сидни Портер известен во всем мире как писатель О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке своего...
  12. Тема русской деревни в произведении Астафьева «Последний поклон» Астафьев посвятил теме русской деревни ряд произведений среди которых особо хотелось бы отметить повести «Последний поклон» и «Ода русскому огороду»....
  13. Поступок художника Бермана. Сочинение по рассказу О. Генри «Последний листок» Американец Уильям Сидни Портер хорошо знаком во всем мире как писатель О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке...
  14. Последний звонок Сочинение «Последний звонок» написано на свободную тему. Это сочинение-этюд, зарисовка с натуры. Можно даже сказать, что сочинение «Последний звонок» —...
  15. Анализ пьесы «Последний решительный» В пьесе «Последний решительный» (1931) устами Вестника драматург обращался к зрителям: «Враг в первый же час войны ударит по городам...
  16. История дружбы и самопожертвования в новелле «Последний лист» «Последний лист» О. Генри — одна из наилучших и известнейших новелл нью-йоркского цикла. Это трогательная история самоотверженной дружбы и самопожертвования....
  17. Краткое содержание повести Распутина «Последний срок» Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к...
  18. Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник В «Сказании о шести градоначальницах», вероятно, сатирически изображаются императрицы, правившие Россией в XVIII в. Под «Негодяевым Онуфрием Ивановичем, бывшим гатчинским...
  19. Краткое содержание рассказа Астафьева «Последний поклон» Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик...
  20. Краткое содержание рассказа О. Генри «Последний лист» Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди...
« Трагизм Демона в одноименной поэме Лермонтова
Художня література як мистецтво слова. Види мистецтва »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения