Постмодернизм XX — столетия
Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX — столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский ученый и писатель Эко утверждает: «постмодернизм — не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…» [9,460]. Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, что время возникновения глобальной культуры, которую он называет постмодерной и в состав которой вливаются «все культуры прошлого и различные культуры настоящего».
Это процесс единства в многообразии порождающий новую мультикультурную ментальность и этику.[7,201] Литературоведы Д. Затонский, Л Андреев, Б. Бегун видят в постмодернистском мироощущении приметы кризиса, пессимизма, спада, а отсюда «Мир постмодернистского искусства — мир «симуляторов», ложных видимостей, мир означающих, освободившихся референтов [1,28]. Другие утверждают продуктивность постмодернистского сознания, ибо оно «предстает антидогматичным, плюралистичным…, дает преимущество широкому спектру равноправных решений, поискам вариантов[3,26].
Как видим, мнение об этом явлении часто диаметрально противоположны, однако основные особенности модернизма все исследователи определяют приблизительно одинаково.
Постмодернизм хронологически появился после модернизма, отсюда и его название, хотя некоторые исследователи склонны относить к этому явлению «авторов от Аристофана, в творчестве которого изображен кризис древнегреческой цивилизации; Овидия и Петрония, которые зафиксировали распад целостной системы древнегреческих традиций; а также Рабле и Сервантеса, чьи произведения изображали крах ренессансных идей и т. п. — и до М. Павича [2,90]. Но теоретические основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами . В 80-е годы продолжался как процесс теоретического осмысления, так и широкое развитие постмодернистского романа (П.
Зюськинд, Ю. Андрухович и др.), что связывают как с окончательным крушением тоталитаризма , так и с сближением с массовой культурой.
Отличительные признаки постмодернизма указал в свое время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм — постмодернизм» являются: «форма , цель — игра,… синтез — антитеза, соединение — разъединенность,… жанр/границы — текст/ интертекст,… метафора — метонимия,…метафизика — ирония»[8,105]
Интертекстуальность, считает У. Эко присутствует в всяком тексте его эхо будет услышано в процессе работы над произведением, ибо «материал проявит свои природные свойства, но одновременно напомнит и о сформировавшей его культуре»[9,432]. Иными словами писатель цитирует или обращается к уже известным сюжетам, образам, приемам, но теперь с тем, чтобы пародировать или переоценивать их.
В ряде случаев это приводит к тому, что, как писала французская газета «Фигаро» в марте 1970г., авторы предаются «наслаждению от текста». Лучшие же произведения постмодернизма представляют собой синтез, как писал Р. Барт : «Я уверен, что настоящий писатель — постмодернист не копирует и не отбрасывает своих отцов из двадцатого века и своих дедов из девятнадцатого. Первую половину столетия он таскает не на спине, а в желудке: он успел ее переварить…Идеальный роман постмодернизма должен каким — то образом оказаться между столкновением реализма с ирреализмом, формализма с «содержательностью», чистого искусства с ангажированным, против элитарной — с массовой» [ Цит. по:3,21]. К таким произведениям относится роман «Имя розы»
Автор романа Умберто Эко — известный итальянский писатель, ученый, профессор, читает курсы по семиотике и эстетике в Болонском университете, почетный доктор университетов США, Дании и др.. Автор книг «Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского» , «Открытое произведение» , «Поэтика Джойса» , «Документ по новому средневековью» 1973), «Тракт об общей семиотике» , «Путешествия в гиперреальное пространство» .
У. Эко утверждает: «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности!»[9,461].
Постмодернизм XX — столетия