Постмодерновая виртуальность литературы нашего времени (лекция для одноклассников)
Дорогие друзья! Я — ваш сегодняшний лектор, доктор школьных наук Модест Модернович Постмодернистский. Предлагаю послушать лекцию об уникальном постмодерновом явлении в мировой культуре, Для каждого из нас актуальной проблемой в школьной жизни является встреча с таким банальным явлением, как книга. С книги мы начинали свое знакомство с жизнью. Припомним. Вот нам два года, и мамы читает сказку на ночь. Мы радуемся иллюстрациям, с интересом рассматриваем рисунки. Но со временем становится сложнее — нас ждут буквы, их выучить будет непросто. Но мы выучили — иначе бы не дошли до 12 класса! И все это время нас окружали книги: учебники, атласы, словари, справочники, энциклопедии. Может пора что-то изменить? Мы — новое поколение и должны сказать, что вместе с окончанием школьной эры, может что-то измениться и в эре книжного мира. Мы — поколение, которое выросло вместе с его величеством КОМПОМ: здесь заложена вся мудрость человечества. Тебя интересует энциклопедия — пожалуйста, какое-то понятие — тоже не проблема… Любая информация, развлечения, общение — все это возможно благодаря компьютеру.
Не удивительно, что это поняли и писатели. Они живые организмы и вынуждены развиваться вместе с цивилизацией. Что же предлагает нам современная литература в ее осовремененном варианте?
Первое. Должен признать, что наши современники не нашли ничего особого в названии и окрестили современный период постмодернизмом. Была эпоха античной литературы, Возрождение, классицизма, романтизма, реализма. Те, кто объявили протест против всего предыдущего, назвали себя модернистами. Неужели у следующего поколения не хватило фантазии на новое слово? Это отсутствие фантазии или принципиальная позиция? Попробуем разобраться.
Сделайте записи в тетради; «Постмодернизм — новейшее явление, для которого характерной особенностью является тотальное высмеивание, игра с чужим текстом, смесь разнообразных стилей, использование элементов массовой культуры». Что делают постмодернисты? Смеются над всем. Насмехаются. По сути дела, постмодернисты ничего особенно придумать не смогли и в своих произведениях используют набор чужих мыслей, крылатых фраз знаменитых писателей-предшественников. Есть один американский студенческий, анекдот: студент прочитал «Гамлета» Вильяма Шекспира и заявил:
— Ничего особенного! Собрание распространенных крылатых фраз!
Действительно, некоторые произведения постмодернистов превращаются в книги-цитаты. Так француз Жан Риве в своей книжке «Панночка с А» собирает 750 цитат от 408 авторов! Это и есть так называемая интертекстуальность (запишите, пожалуйста!) — любой текст строится как мозаика, он является трансформацией других известных текстов. Идея не нова. Вышеупомянутый Шекспир тоже не сам придумывал свои сюжеты, а брал их из давних хроник (правда, это был обмен один к одному, т. е., брал один текст, и на его основе создавал свой, тоже один, но оригинальный!). Джойс, например, смеясь, говорил о том, что он в своем романе опирался на 60 других романов — так вот пусть ломают голову критики, что и к чему! А известный всем современным людям роман Умберто Эко «Имя розы» — это своеобразный пародийный вариант Шерлока Холмса от Конан Дойла. Соглашаетесь? Кому интересно — поговорим после лекции об Умберто Эко…
Второе. Запишем: «Достижением постмодернизма является гипертекст». Вы не хотите читать? Берите в руки циркуль. Милорад Павич так и записал в подзаголовке рассказа «Дамаскин» — новелла для компьютера и плотнического циркуля. Что это означает? А вот что. Можете читать раздел «Третий храм». Что-то не так? Щелкните мышкой на компьютере — и читайте другой раздел, например «Дворец». «Читатель может пренебрегать нашими предложениями и читать так, как он привык, как любую другую новеллу».
Вы сами можете решать, как вам читать — с начала или с конца, параллельно оба текста, или по диагонали один, вы можете сами составить собственный вариант прочтения. Тот самый Павич говорит, что он нашел 2257 вариантов, с помощью которых можно читать его произведение. В «Хазарском словаре» можно читать по цвету (красную, зеленую и желтую книги). В книге «Последняя любовь в Константинополе» можно раздели ставить согласно значению карт Тара. Текст становится живым организмом, с которым вы работаете, думаете, играете. В зависимости от того, как вы выстраиваете разделы книги, изменяются и судьбы главных героев: читайте одновременно и с конца, и с начала — внутри книги герои встретятся.
По выражению У. Эко, постмодернизм — это «определенный духовный залог». Эта литература не принимает равнодушного, не мыслящего читателя. Она требует логики, мысли, анализа, сопоставления — т. е., это литература для нас, думающей современной молодежи, которая не хочет принимать устаревшие способы мышления и чтения. Я убежден, что постмодерн призван не только передать ощущения опустошения и внутреннего вакуума, он не только разрушает предыдущие состояния. Это метод, который выводит наше общество на вершину духовного осмысления всего культурного достояния человечества. И чтобы понять это, нужно быть человеком интеллектуальным, идти в ногу с новым временем. Благодарю за внимание. (Бурные аплодисменты).
Постмодерновая виртуальность литературы нашего времени (лекция для одноклассников)