«Повелитель мух», художественный анализ романа Уильяма Голдинга
Философский роман-притча Уильяма Голдинга «Повелитель мух» впервые увидел свет в 1954 году. Первоначально многие издательства отказывались брать рукопись неизвестного автора, но когда произведение было напечатано, оно сразу же завоевало внимание как читателей, так и критиков. Простой сюжет, реалистичные детские образы, психологически выверенная подоплека поступков персонажей, экзотическое место действия слились в «Повелителе мух» в страшную антиутопию, показывающую «озверение» рода человеческого.
На протяжении XX века большинство литературоведов рассматривало «Повелителя мух» как Роман-предупреждение, роман — указание на то, чем может закончится для цивилизации приверженность идеям нацизма и фашизма. Между тем, политическая составляющая произведения — всего лишь одна из исторических частностей, в то время как смысл «Повелителя мух» — более обширен и всеобъемлющ. В своем романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определенного времени идеи, а вневременную сущность человеческой натуры — греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.
Завязка романа приходится на момент знакомства Ральфа и Хрюши: встретившиеся после авиакатастрофы мальчики пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Собранные трубным гласом морского рога английские дети поначалу пытаются сохранить на острове культурные и цивилизационные основы своей страны.
Мальчики устанавливают правила, главным из которых является постоянное поддержание дымящего костра. Огонь в «Повелителе мух» становится Символом жизни — он служит надеждой на спасение, около него греются и разгоняют ночные страхи. Для защиты от дождя дети строят шалаши, для уборной находятся укромное место. Старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты.
Жизнь на острове идет почти идеально: двенадцатилетний Ральф воспринимает новый, лишенный взрослых мир как сказку, некую идиллию, в которой все хорошо. Другие дети поначалу относятся к случившемуся с ними как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, бывшие хористы во главе с Джеком Меридью становятся «охотниками».
Все меняется с первой кровью. Как только Джек понимает, что ему по силам убить поросенка, охота из забавы превращается в образ жизни. Вслед за своим вожаком бывшие хористы меняется до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства.
Ощущение собственной значимости и власти затмевает собой все — в том числе и желание вернуться в привычный мир людей. В начале охотники бросают костер, затем и вовсе превращаются в дикое племя во главе с Вождем, чьи приказания исполняются беспрекословно. Новая, опьяненная вседозволенностью цивилизация, поглощенная первобытным страхом перед неведомым Зверем, решает умилостивить последнего ужасным даром — насаженной на палку свиной головой.
Когда последняя протухает, вокруг нее собираются мухи, превращая и без того омерзительный предмет в материализовавшийся облик Зла.
Образ Зверя в романе соотносится с Образом Дьявола . Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире, остальные ребят в тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя.
Это знание открывается только одному из мальчиков — самому слабому и, одновременно, самому разумному — постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает четкий ответ о том, что Зверь — это «неотделимая часть» его самого.
Полноценный Зверь складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «ее» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когда-то цивилизованных детей выходят наружу и убийство совершается по-настоящему.
Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удается, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном — всего лишь несчастный случай. Последующее убийство Хрюши, совершенное при свете солнца, и травля Ральфа служат Кульминацией «Повелителя мух». Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы — высадившегося на остров английского офицера.
Последний становится в романе прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.
Художественные Образы мальчиков соотнесены в романе с конкретным человеческим началом: Ральф — добрый, культурный, стремящийся к порядку, не боящийся ответственности; Хрюша — косноязычный, умный, умеющий рассуждать изобретатель; Саймон — слабый, зрящий в корень философ-индивидуалист; Джек — властолюбивый диктатор; Роджер — угодливый слуга и жестокий садист; близнецы Эрик и Сэм — простые, плывущие по течению люди, симпатизирующие добру, но склоняющиеся под грубой силой; малыши — еще неокрепшие личности, не успевшие сделать выбор между добром и злом, но чувствующие последнее интуитивно.
Необитаемый остров в «Повелителе мух» становится Символическим изображением Земли, на которой создаются и рушатся цивилизации , образуются новые государства , начинаются дипломатические переговоры , происходят войны , формируются новые религиозные воззрения .
«Повелитель мух», художественный анализ романа Уильяма Голдинга