Повесть о Темир-Аксаке
ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура в 1395 г.; в ней сочетаются одновременно и черты воинской повести о борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей, и черты сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, избавившей Москву от разгрома. Эта тематическая и жанровая двойственность отразилась и в названии П.: «Месяца августа 26, внегда великое… избавление наше бысть преславным образом Богоматери от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна, от древняго списания сложена, являющи преславного бывшаго чюдесы о иконе пресвятыя Богородицы, егда нарицается Владимерьская, како прииде от града Владимеря в боголюбивый град Москву и избави нас и град наш от безбожнаго и зловернаго царя Темир-Аксака».
Автор П. рассматривает события 1395 г. на широком историческом фоне, рассказывая о происхождении Тимура, его завоеваниях в азиатских странах и даже приводит легенды о значении его имени . Разгромив золотоордынского хана Тохтамыша, Темир-Аксак, как пишет автор П., «нача мыслити в сердци своем тако и Русьскую землю попленити, аки преже сего… поплени цесарь Батый Рускую землю». Услышав о разорении Тимуром Рязанской земли и захвате Ельца, московский великий князь, сын Дмитрия Донского, Василий Дмитриевич двинулся с войском навстречу врагу, к Коломне. Как обычно в воинских повестях, князь просит митрополита, чтобы велел народу поститься и молиться, и митрополит Киприан посылает во Владимир за иконой Владимирской Богоматери, почитаемой со времен Киевской Руси. Навстречу иконе из Москвы выходит весь народ с мольбами к Богородице о защите, «с молитвою и плачем».
Автор уверяет, что именно в тот день, когда икона была принесена в Москву, свершилось чудо: Темир-Аксак «убояся, и устрашися, и ужасеся, и смятеся», его охватил «страх и… ужас», и он повернул от Москвы, ибо «молитвами святыя Богородица град наш Москва цел и сохранен бысть». П. завершается словами: «…не наши воеводы прогнаша Темир-Аксака, не наши воиньства пострашили его, но страхомъ Божиим устрашился, гневом Божиим гоним бе… и отиде от Руския земля». С этой поры чудо от иконы Владимирской Божьей матери стало на Руси отмечаться 26 августа как особый церковный праздник, в день ее «сретения».
Сопоставляя П. о Темир-Аксаке с Повестью о нашествии Тохтамыша, И. Л. Жучкова отмечает, что изложение событий в П. противопоставляется описанию нашествия Тохтамыша: решающим днем в обеих повестях является 26 августа, но в Повести о Тохтамыше — это день скорби о разгроме и сожжении Москвы в 1382 г., а в 1395 г.- это день избавления столицы Московии от разорения, день всенародного ликования по поводу чудесного избавления от завоевателя с помощью иконы Богоматери Владимирской. П. известна в многочисленных списках XV-XIX вв. : она была включена в состав летописей , а также встречается как отдельная статья в составе сборников.
Идея богоизбранности русского народа и небесного покровительства Москве еще с большей силой, чем в П., выражена в созданном на ее основе в середине XVI в. «Сказании о иконе Богоматери Владимирской», вошедшем в состав Степенной книги и Лицевого летописного свода.
Изд.: Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста и примеч. Н. И. Тотубалина; Перевод Б. А. Ларина//Русские повести XV-XVI веков.-М.; Л., 1958.- С. 49-54, 378-385; Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бе-гунова // За землю Русскую! — М., 1981,- С. 378-395, 503-506; Повесть о Темир-Аксаке / Подг. текста, перевод и комм.
В. В. Колесова // ПДДР: XIV — середина XV века.- М., 1981.- С. 230-243, 563-565.
Лит.: Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси.-М., 1960.-С. 673- 682; Гребенюк В. П. «Повесть о Темир-Аксаке» и ее литературная судьба в XVI-XVII веках // Русская литература на рубеже двух эпох .-М., 1971.-С. 175-206; Жучкова И. Л. 1) «Повесть о Темир-Аксаке» в составе летописных сводов XV-XVI вв. // Древнерусская литература: Источниковедение.-Л., 1984.-С. 97-109; 2) Повесть о Темир-Аксаке // Словарь книжников.- Вып.
2, ч. 2.- С. 283-287.
Н. Ф. Дробленкова
Повесть о Темир-Аксаке