Повести Н. В. Гоголя в цикле в «Миргород»
Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник «Миргород» во многом является продолжением первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор.
Писатель, давая «Миргороду» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же образом. Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности.
Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа — период борьбы за независимость против панской Польши (см. «Тарас Бульба»). Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу. Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор.
Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников — порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.
МИФ — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается. В отличие от легенды, миф не имеет элементов подлинного факта, а целиком исходит из вымышленного.
МОДЕРНИЗМ — общее значение направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Повести Н. В. Гоголя в цикле в «Миргород»