Повествователь «Войны и мира»: мыслитель, художник, психолог
Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного. Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой знаменит не только как гениальный русский писатель. Весь мир знает этого человека как мощного философа, разработавшего свое религиозно-философское учение, талантливого педагога, активного общественного деятеля. С детских лет Толстой был увлечен идеей самопознания и нравственного самосовершенствования.
С 1847 г. и до конца жизни писатель вел дневник, в котором отразились его напряженные внутренние искания, мучительные сомнения и радостные моменты обретения смысла. Записи в толстовском дневнике стали «человеческими документами», во многом — основой его художественных книг. Первые литературные опыты писателя относятся к 1850 г. Именно с этого времени он работает над автобиографической повестью «Детство», пишет «Историю вчерашнего дня» — психологический «отчет» об одном из прожитых дней.
Огромное влияние на Толстого как на человека и на художника оказало его участие в Крымской войне . Армейский быт и эпизоды этой жестокой войны послужили источником незабываемых впечатлений для Толстого, дали обильный материал для военных произведений — рассказов «Набег» , «Рубка леса» , «Севастопольских рассказов» . В них впервые показана «непарадная» сторона войны: «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…». «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя в первую очередь. Первые публикации Толстого вызвали положительные отклики критики и читателей.
Одна из самых проницательных характеристик творчества молодого писателя принадлежит перу Н. Г. Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» критик определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».
В 1857 г., во время первой поездки в Европу , Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые здесь была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью писал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявляют необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку. Однако заканчивает рассказ писатель абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость того, кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».
В 50-ые годы Толстой-художник избегал критики действительности. В этом писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.
Так, в повести «Казаки» во всей полноте проявился толстовский «руссоизм». В ней произошло сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и темы нравственных исканий дворянина. В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы. В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис.
Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. Так, с 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир».
Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные. Роман «Анна Каренина» , центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная».
Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Таким образом, личность Л. Н. Толстого колоссальна по своим масштабам.
Он проявил себя не только как талантливый писатель, но и как мощный философ, выдающийся педагог и общественный деятель. Все размышления и нравственные постижения Толстого сконцентрировались в его романе «Война и мир», где он проявил себя как гениальный мыслитель, художник и психолог.
Повествователь «Войны и мира»: мыслитель, художник, психолог