• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Повествовательная организация текста

 

Повествовательная организация текста

При всех оговорках о «простоте» стиля, стилистическая организация повествования достаточно сложна и многопланова. Роман у предшествовали размышления Пушкина о языке и стилистике современной ему литературы: в 1822 г. появилась неоконченная заметка Пушкина «О прозе», которая рассматривает противопоставление двух принципиально разных способов выражения: «Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол… Боже мой, да поставь: эта молодая хорошая актриса — и продолжай — будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто спасибо не скажет.

Презренный зоил, коего неусыпная зависть изливает усыпительный свой яд на лавры русского Парнаса, коего утомительная тупость может только сравниться с неутомимой злостию… Боже мой, зачем просто не сказать лошадь; не короче ли — г-н издатель такого-то журнала» — «О прозе» можно рассматривать как своего рода теоретическую предпосылку стилистического построения «Евгения Онегина». Главная проблема литературы, с точки зрения Пушкина — необходимость средств «изъяснить просто вещи самые обыкновенные»; изысканность тонких выражений, иносказательность, перифраза он противопоставляет «простому» слову. Таким теоретическим выкладкам Пушкина-критика соответствуют поэтические решения в тексте «Евгения Онегина»: два стилистических полюса контрастно сопоставлены в романе; характерная черта стиля — столкновение «высокого» и «низкого», «поэтического» и «прозаического», «условного» и «реального»: Порой дождливою намедни Я, завернув на скотный двор… Тьфу! прозаические бредни, Фламандской школы пестрый сор!

Таков ли был я, расцветая? Скажи, фонтан Бахчисарая! Такие ль мысли мне на ум.

Навел твой бесконечный шум, Когда безмолвно пред тобою Зарему я воображал… Средь пышных, опустелых зал… Каждому миру — прозаическому и лирическому — соответствует свой набор атрибутов: в первом случае это «скотный двор», во втором -«фонтан Бахчисарая», а «прозаические бредни» призваны оттенить романтический ореол «пышных зал» и «бесконечный шум» фонтана.

Подобным же образом два стилистических полюса романа представлены в первой главе: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик… Но, шумом бала утомленный И Утро в полночь обрати, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя… «Биржа», «извозчик», «тянется» — это набор понятий совсем из другой реальности, нежели та, в которой обитает Евгений Онегин — «забав и роскоши дитя». Культ перифразы и «простое» слово постоянно сталкиваются в романе при характеристике Ленского, который мыслить и говорить способен только на языке романтического штампа, а в устах автора его речь становится предметом пародирования и иронического обыгрывания.

Приписанные Ленскому стихи — совершенно типичны для поэтов-романтиков и выглядят почти цитатами из популярных у публики стихотворений. Сравним: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? — Это Ленский. А вот Жуковский: О дней моих весна златая… Или Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна! Авторские оценки стихов Ленского сочувственно-ироничны : Так он писал темно и вяло Слова, выделенные курсивом, явно «принадлежат» Ленскому и становятся индикаторами романтического речевого шаблона.

Однако Пушкин пародирует не столько стихи Ленского, сколько именно условные романтические формулы. Одним из наиболее ярких примеров перевода Нечто и Туманной дали на язык здравого смысла» служит авторский комментарий взволнованных размышлений Ленского накануне дуэли: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал; Чтоб червь презренный, ядовитый Точил лилеи стебелек; Чтобы двухутренний цветок Увял еще полураскрытый». Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. Однако столь резко проведенная граница между «поэзией» и «прозой» в романе скорее исключение, чем правило. Чаще Пушкин прибегает к приему несобственно-прямой речи: строй мыслей персонажа воспроизводится в авторской повествовательной перспективе, причем в случае Ленского чаще всего в ироническом плане.

Внимательно прочитаем финал пятой главы романа: Что слышит он? Она могла… Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара; Проказы женские кляня, Выходит, требует коня И скачет. Пистолетов пара, Две пули — больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его. На фоне стилистически нейтральной речи повествователя строчки «Возможно ль?

Чуть лишь из пеленок…» с их подчеркнутой экспрессией воспринимаются как внутренняя речь Ленского. Появление чисто информативной, явно авторской реплики «Выходит, требует коня и скачет» вновь свидетельствует о смене повествовательной перспективы; точка зрения Ленского вновь обнаружит себя в последних строчках: «пистолеты», «судьба» — эти понятия в романтической литературе имели уже свою биографию — такое постоянное «соскальзывание» авторского текста в «чужую» речь — одна из наиболее выразительных художественных черт романа. Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна, Что, безотрадно изнывая, Его вседневно ждет она…

Автору здесь принадлежат разве что первые два слова, остальное — набор элегических штампов.



Повествовательная организация текста

Другие сочинения по теме:

  1. Новая повествовательная манера А. П. Чехова Еще в 1822 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Именно на этих принципах строится проза...
  2. Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс» «Улисс» — второй (и наиболее известный) роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в...
  3. Александр Сергеевич Пушкин. Краткое изложение текста Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья… Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец… К морю...
  4. Организация повествования в «Очарованном страннике» Композиционная форма повести «Очарованный странник» — сказ, то есть ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизационный рассказ, который рождается на...
  5. Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое...
  6. Повествовательная структура повести «Собачье сердце» В повествовательной структуре повести «Собачье сердце» образ рассказчика непостоянен. Повествование ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя...
  7. Организация сюжета в жанре волшебной сказки Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего....
  8. Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом — тот, от чьего лица ведется повествование, кто «представляет» читателям все,...
  9. Иван Сергеевич Тургенев. Краткое изложение текста Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа «Отцы и дети» Критика...
  10. Почему «забавы и роскоши дитя» стал чужим для всех?. Краткое изложение текста Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать «чужими для всех». Есть что-то завораживающее и...
  11. Организация экологического пространства на участке детского сада Автор: Балдина Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад№7 «Василек » с. Кинель-Черкассы Самарская область Предлагаю материал,...
  12. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ...
  13. Организация питания детей дошкольного возраста Определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из обычной обстановки в обстановку детского коллектива. Чем моложе ребенок, тем тяжелее переносит он...
  14. Конспект урока на тему «Понятие, сущность и организация государства» Конспект урока на тему «Понятие, сущность и организация государства» МИКРОМОДУЛИ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. Цель: в этом микромодуле вам...
  15. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий...
  16. Организация наблюдений в природе поздней осенью в средней группе ДО Осенняя Прогулка в средней группе детского сада. КонспектОсенняя пора очей очарованье. Организация наблюдений в природе осенью Автор : Моисеева Наталья...
  17. «Евгений Онегин» — детище Пушкина. Краткое изложение текста Роман «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин в период...
  18. Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности — Скачать Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности Автор: Новикова Людмила Васильевна, учитель физики Бюджетное образовательное учреждение города...
  19. Организация работы педагогического коллектива Косточковской ОШ I-III ступеней по профилактике детской преступности и безнадзорности С целью предупреждения бродяжничества и безнадзорности в сентября и феврале были проведены месячники по всеобучу , в ходе которых изучены...
  20. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения «О, весна без конца и без краю…») Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» было написано 24 октября 1907 года, оно входит в...
« Краткое изложение Повесть непогашенной луны
Пошук ідеалів і проблема вибору в романі Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения