Повседневность и нравственность
Уже с конца 60-х годов разносторонний интерес к проблемам повседневной морали, в частности к теме любви, свидетельствовал о том, что социалистическое общество внесло глубокие перемены в сознание людей и в их отношения друг к другу. Последний роман Бригитты Райман «Франциска Линкерханд» (1974) служит примером того, сколь глубоким может быть показ подлинной эмансипации современного человека.
Конфликты, которые переживает главная героиня романа, архитектор, на работе — она борется с людьми, которые используют временную невозможность расширить городское строительство как оправдание собственной косности и близоруких решений, — по существу, не отличаются от проблем
Ее личной жизни, где она проявляет столь же высокую требовательность к близким ей людям. Писательница не предлагает готовых решений, она выносит на обсуждение различные позиции своих героев, доверяя правильной оценке самого читателя.
Гюнтер де Бройн, решительно отказавшийся от тенденций своего литературного дебюта («Овраг», 1963), которые превращали персонажей в непосредственных носителей политических идей 113, также обратился к проблемам повседневной жизни социалистического общества. Поворот к судьбе конкретного человека потребовал от писателя большей чуткости и пристального внимания к тому, чего же хочет от жизни человек и как исполняются его желания, какую позицию он при этом занимает и как согласуется она с общественными нормами. Именно в этом отношении роман Гюнтера де Бройна «Буриданов осел» (1968) явил собою законченное художественное целое.
Писатель рассказывает историю любви женатого человека к молодой девушке, которая дает ему возможность начать жизнь заново. Но герой слишком связан условностями и привычками, а потому терпит крах — в противоположность обоим женским персонажам, которых эта история приводит к осознанию себя как самостоятельной личности.
Между приспособленчеством и гражданским мужеством приходится выбирать и героям романа «Присуждение премии» (1972): история германиста Тео Овербека, который вопреки собственным убеждениям должен выступить с торжественной речью по поводу плохой, но отмеченной литературной премией книги своего бывшего друга, становится резким обвинением конформизма, попыток уклониться от решения трудных вопросов ради видимого благополучия в семье и на работе. Как и в романе «Буриданов осел», Гюнтер де Бройн стремится вместе с читателем проанализировать повседневный нравственный опыт современников, отстаивая принципиальность и выступая против приспособленчества.
В почти гротесковой повести «Бранденбургские изыскания» (1978) Гюнтер де Бройн показывает на примере преуспевающего литературоведа, сколь опасны лицемерие и потребительское отношение к жизни, ставящее во главу угла соображения престижа.
Мужество и беззаветную решимость воспел де Бройн в своем переложении истории любви «Тристана и Изольды» (1975), воспользовавшись сюжетом Готфрида Страсбургского.
В произведениях Гюнтера де Брой-на часто слышатся переклички с мотивами и интонациями Фонтане и Жан Поля. Биографический роман Гюнтера де Бройна «Жизнь Жан Поля Фридриха Рихтера» (1975) вновь вызвал широкий интерес к жизни и творчеству этого писателя.
Большим своеобразием отличается литературное творчество Ирмтрауд Моргнер (род. в 1933 г.), которая по-своему подходит к освещению весьма важных социальных проблем. Уже в своем романе «Свадьба в Константинополе» (1968) она отошла от однолинейного повествования. Рассказ ведется от лица героини, которая, дерзко смешивая реальность и фантастически-невероятные события, играя по своей прихоти пространством и временем, разыгрывая, как в театре, те или иные типы поведения и чувства, создает таким образом богатую противоречиями и перспективами картину того нравственного мира, в котором мужчины и женщины будут одинаково свободны, естественны, являясь в то же время зрелыми гражданами своего общества.
Этот игровой строй повествования был еще более усилен в романах «Легенда о фокуснике» (1971) и «Удивительные путешествия Густава-землепроходца» (1972).
В большом романе Ирмтрауд Моргнер «Жизнь и приключения трубадура Беатрисы в свидетельствах ее наперсницы Лауры» (1974) сведены в единое целое фантастический сюжет (провансальский трубадур попадает через 800 лет в наши дни), истории из современной действительности, мифологические мотивы и документы.
Для монтажа сознательно используется подчеркнуто разнородный материал, и хотя порой отдельные фрагменты чересчур обособляются, все они подчинены центральной теме романа: осуществлению равноправия мужчин и женщин при социализме. Продолжение этой книги вышло под названием «Аманда. Ведьмовский роман» (1982).
При всем своем различии, по существу, именно этой теме посвящены роман Герти Тецнер (род. в 1936 г.) «Карен В.», сборник магнитофонных «протоколов» Макси Вандер (1933-1977) «Доброе утро, красавица» и многие другие произведения молодых авторов. Весьма широкий отклик — в частности, благодаря их экранизации — вызвали романы и повести Эберхарда Паница (род. в 1932 г.): «Под деревьями дождь идет дважды» (1969; в 1972 году роман экранизирован под названием «Третий»), «Семь похождений доньи Хуаниты» (1972, экранизация — в 1973 г.), «Софья-грешница» (1974, экранизация — в 1975 г.), «Поражение Виктории» (1975, экранизация — в 1978 г.), «Мораль русалки» (1978). Общим для героинь Паница является стремление к полнокровной, самостоятельной жизни и борьба с устаревшими нормами.
Тема равноправия женщины имеет давнюю традицию в литературе Германии: эмансипация женщины служит неотъемлемой составной частью революционных преобразований, борьбы за создание нового общества.
Об этом свидетельствовали на раннем этапе развития литературы Германии биографические романы Эльфриды Брюнинг (род. в 1910 г.) «…чтобы ты продолжала жить» (1949) и Рут Вернер «Необычная девушка» (1958) и «Ольга Бенарио. История мужественной жизни» (1961), за ними последовали книги Гедды Циннер, Марианны Брунс (род. в 1897 г.) и Маргареты Нойман (род. в 1917 г.). Если в получивших широкое признание романах Рут Крафт (род. в 1920 г.) «Остров без маяка» (1959), «Люди на встречном ветру» (1965) и «Отложенная любовь» (1970) речь идет о поисках собственной позиции в условиях коренного общественного перелома и начала новой эры в истории страны, то книги Эльфриды Брюнинг («Соратницы», 1978) и Рут Вернер вобрали в себя исторический опыт борьбы пролетариата.
Интерес к романам Рут Вернер получил новый импульс в связи с выходом ее автобиографической книги «Рапортует Соня» (1977). Эта книга, в которой Рут Вернер очень сдержанно рассказывает о своих трудностях и проблемах, дает яркий образ коммунистки-разведчицы, которая, рискуя жизнью, ведет непримиримую борьбу с врагом и в то же время не перестает быть человечной.
В 70-е годы в литературу Германии с интересными книгами вошли новые прозаики, рассказывавшие о жизни поколения, выросшего уже при социализме.
Рольф Флосс (род. в 1936 г.; «Ирина», 1969; «Время на размышление», 1975; «Уроки танцев», 1979), Ганс Вебер (род. в 1937 г.; «Прыжок на чертово колесо», 1968; «Моя сестра Тилли», 1972; «Въезд в рай», 1979; «Старина, дружище», 1984), Рената Фейль (род. в 1944 г.; «Грубиян», 1968; «Третий глаз был стеклянный», 1971; «Построй мне мост», 1972; «Картины без рамы», 1977), Иоахим Вальтер (род. в 1943 г.; «От ночи до ночи, 1972; «Городской пейзаж с друзьями», 1978) и другие заняли столь же прочное место в литературе Германии, как и многие иные прозаики, чей дебют состоялся несколько позднее: Хельга Шуберт (род. в 1940 г.; «Всюду жизнь», 1975), Ангела Стахова (род. в 1948 г.; «Час между собакой и кошкой», 1976), Бернд Ширмер (род. в 1940 г.; «Где живет Мотс», 1973; «Игра в доктора», 1976), Гюнтер Пройс (род. в 1940 г.; «Армерия», 1973; «Большие пестрые луга», 1976), Вольфганг Трампе (род. в 1939 г.; «Медный пфенниг», 1976; «Тихие дни», 1977), Мартин Штефан (род. в 1945 г.; «И корабли иногда тонут», 1975), Йон Эрпен-бек (род. в 1942 г.; «Анализ одной вины», 1977; «Голубая башня», 1981).
В центре внимания этих писателей находятся повседневные события, работа, семья, любовь, дружба. Отдавая предпочтение рассказу, молодые писатели хотят понять, как живут люди, каковы их мечты и исполняются ли эти мечты, они стремятся почувствовать всю полноту своей ответственности и осознать те задачи, которые ставит перед ними общество. В эти годы дебютировали не только молодые писатели. Ряд авторов, уже заслуживших известность своими работами для кино, телевидения или радио, также опубликовали свои первые прозаические произведения. Так, Вольфганг Кольхаазе (род. в 1931 г.) выпустил сборник рассказов «Новогодняя ночь с Бальзаком» (1977), а Бодо Хомберг (род. в 1926 г.) — книгу «Время, чтобы осмотреться» (1976), а также романы «Игра в прятки» (1978) и «Молва о короле» (1983). Художник Карл Герман Рерихт (род. в 1928 г.) завоевал интерес широкой читательской аудитории своими книгами «Ярмарка» (1976), «Полевые цветы в вазе стиля бидермайер» (1977), «Детство в предместье» (1979) и «Полдень в предместье» (1980).
Повседневность и нравственность