Право спросить и получить ответ
Вспомним слова Януша Корчака: «Каждый момент в его (ребенка. — Авт.) жизни достоин понимания и уважения, также, как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не менее. Необходимо принимать и то, что ребенок чего-то не знает. Его право заключается в том. чтобы спросить и получить ответ, помощь. Если он хочет совершить выбор — не давайте ему свой, а предоставьте максимум возможных, известных вам. Он выберет один и, совершив его, оценит себя».
Цель описываемой здесь педагогической практики можно сформулировать следующим образом: Научить ребенка, подростка выстраивать гуманистические, культуросообразные системы отношений с окружающими людьми, с самим собой, явлениями окружающей жизни, быть субъектом осваиваемых норм и сообществ. В современной социальной ситуации способна полноценно, субъектно развиваться и функционировать та личность, которая обладает следующими психологическими новообразованиями: Способность к безусловному принятию себя; способность к безусловному принятию другого; самореабилитированность как устойчивое состояние Я (понимая под самореабилитированностью устойчивое отношение к себе как к уникальной личности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, которые имеют не меньшую ценность).
Для того чтобы развитие подростка в современной социокультурной ситуации вело к появлению названных новообразований, необходимы Три следующих фактора: Наличие референтной группы, в которой он переживает опыт, безусловно, положительного отношения группы и имеет условия для рефлексии такого переживания. Наличие взрослого (педагога), создающего условия для переживания ребенком опыта, безусловно, положительного отношения как в референтной группе, так и в диалоге со взрослым. Наличие ровесников, с которыми ребенок и подросток может строить отношения, основанные на, безусловно, положительном отношении друг к другу (отчасти этот фактор реализуется в референтной группе, когда группа не выступает как коллективный субъект, и данный фактор не будет предметом нашего отдельного рассмотрения). Среда развития и саморазвития Если основываться на положении, что полноценное саморазвитие личности возможно лишь в условиях, безусловно, положительного отношения к себе и другим, тогда вопрос о группе будет заключаться в следующем: каким условиям должна отвечать группа как среда развития и саморазвития подростка, чтобы обеспечить ему опыт переживания и условия для рефлексии, безусловно, положительного отношения? Перед нами возникает задача создания такой детской группы, где право ребенка быть таким, какой он есть, не ограничивалось бы никакими условиями, где под влиянием положительного отношения формировалось бы как стереотип социального восприятия положительное отношение его к себе и к другому. Пытаясь определить, какой могла бы быть такая группа, мы предположили, что она должна удовлетворять следующим требованиям: «ul»Отсутствие декларированных групповых норм, неосознанно принимаемых в обычных условиях общежития в классе-коллективе, носителем которых, как правило, является педагог; групповому анализу, как правило, подвергаются только ситуации, впрямую касающиеся всей группы, при этом всегда исключается возможность группового оценивания чьих-либо индивидуальных решений, поведения и т. п.
; группа может принимать решения по вопросам, которые касаются всех членов группы, но решение считается принятым, только если с ним соглашаются все участвующие в обсуждении. система поручений в группе заменяется системой добровольчества, то есть группа ни на кого не возлагает ответственности за что-либо, но каждый может взять выполнение какого-либо общего дела на себя, если против этого не возражает никто из членов группы (при этом ответственность приобретает следующий характер: не мы поручили, и он (она) перед нами отвечает, а я взялся и отвечаю только перед самим собой, а я согласился с тем, что он (она) взял это на себя и несу ответственность за свое доверие). «ul» Механизм позитивного толкования Какой должна быть позиция педагога, способствующего развитию у ребенка способности к самопринятию? На наш взгляд, педагог не оценивает не только личность, ной поступки ребенка, так как любой поступок каждого ребенка это его поступок, и только он сам вправе как-то его оценивать (оценка поступка педагогом все равно воспринимается ребенком как оценка его личности и предъявление условия: «Сделай то, что я считаю хорошим поступком, и будешь хорошим (для меня -?!)»). Педагог помогает ребенку индивидуально проанализировать уже совершенный шаг, не привнося в этот анализ своих оценок (только если прогнозируемый поступок может впрямую угрожать жизни или здоровью данного субъекта или другого человека, взрослый имеет право вмешаться до завершения избранного ребенком способа действия, однако только после совершения ребенком самостоятельного выбора).
Главное и, может быть, единственное, что может сделать педагог на этапе выбора, — это помочь ребенку увидеть как можно больше вариантов возможного в той или иной ситуации поведения. По завершении выбора или действия педагог может и должен как можно ярче и эмоциональнее предъявить ребенку свое отношение (личное эмоциональное переживание по поводу совершенного поступка или избранного намерения), очень четко и наглядно отделяя тем не менее отношение к совершенному акту и неизменное или прогрессирующее положительное отношение к ребенку, подчеркивая в случае своего несогласия с ребенком вероятность его, ребенка, правоты и своей ошибки. Психологический механизм, который мы предлагаем использовать педагогам в такой позиции, описан Н. Пезешкианом в разработанной им концепции позитивной психотерапии. Понимая симптомы и синдромы не как главный объект психотерапевтического воздействия, а как внешнее проявление глубинных конфликтов, происшедших, как правило, в социальной сфере, которые необходимо познать и истолковать вместе с клиентом, он предлагает для успешности такого познания и толкования рассматривать симптомы и синдромы не как проявления болезни, а как проявление той или иной способности клиента. В нашем контексте место симптомов и синдромов замещают поступки и состояния ребенка. Механизм позитивного толкования поведения и состояния ребенка, во-первых, обеспечивает процесс безусловного принятия ребенка педагогом, так как поступки и состояния, понимаемые как особенности и умения, не оставляют места для негативных оценок и возникновения условий принятия и, во-вторых, облегчают совместный — ребенка и педагога — анализ и поиск причин тех или иных поступков и решений.
Право спросить и получить ответ