• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Праздник кабацких ярыжек

 

Праздник кабацких ярыжек

Во второй половине XVII в. возникают сатирические произведения, направленные против социальных и бытовых зол времени и облеченные в форму пародии на церковную службу, «священное писание» и жития. Образцом таких произведений является прежде всего «Праздник кабацких ярыжек», или «Служба кабаку»,- очень злое и остроумное обличение «царева кабака», пародирующее православное богослужение, так называемую «малую» и «великую» вечерню, и трафарет благочестивого жития. Автор пародии, в отличие от своих предшественников — обличителей пьянства, осуждает этот порок не с отвлеченно-религиозной точки зрения, как грех, наказуемый божеским правосудием, а с точки зрения практической, рассматривая пьянство как большое житейское зло, подрывающее народное благополучие.

При этом осуждение направлено не только на пьяниц, но и на самый «царев кабак», при помощи целовальников спаивающий и разоряющий русский люд — от попов и дьяконов до холопов и женщин. В пародии ярко выступает народное возмущение против кабаков, насаждаемых правительственной властью. Всякое упоминание о кабаке сопровождается очень нелестными эпитетами по его адресу: кабак — «греху учитель», «душам губитель», «несытая утроба», «домовная пустота», «дому разоритель», «богатства истощитель», «маломожное житие», «злодеем пристанище» и т. д. Засилье кабака изображается в достаточно реалистических, точнее — натуралистических чертах.

Очень хорошая осведомленность автора во всех деталях церковной службы заставляет предполагать, что этим автором был человек, принадлежавший к церковной среде, скорее всего к низшему Духовенству. Судя по слопам одного из текстов «Праздника» — «радуйся, кабаче, отемнение Вычеготскому Усолию»,- пародия сложилась в Сольвычегодском крае. Список, заключающий в себе старший текст «Праздника», датируется 1666 г.

После краткого вступления в «Празднике» читается следующее приглашение: «На малей вечерни поблаговестим в малые чарки, таже (потом) позвоним в полведришки пивишка, таже стихиры в меншей заклад, в перстни и во ногавицы (нижнее платье) и в рукавицы, и в штаны, и в портки». К кабаку автор адресуется с таким обращением: «Кто ли, пропився донага, не помянет тебя, кабаче, непотребне? Како ли кто не воздохнет во многия времена собираемо богатство, а во един час все погибе? Каеты (раскаяния) много, а воротить нельзя».

В качестве пародии молитвы — «Сподоби, господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» и т. д.- в «Службе кабаку» находим, например, следующие строки: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев допьяна напитися нам. Лягу спати, благ еси нам, хмелю ищущим и пьющим, и пьяни обретошася, тобою хвално и прославлено имя твое во веки нами. Буди, хмелю, сила твоя на нас, яко же упо-вахом, пьющие, на тя».

На вопрос, кто что может принести веселой корчме, дан такой ответ: «Кажды человек различный дары тебе приносит со усердием сердца своего: поп и дьякон — скуфьи и шапки, однорятки и служебники; чернцы-манатьи, рясы, клобуки и свитки и вся вещи келейныя; дьячки — книги и переводы и чернилы и всякое платье и бумажники пропивают, а мудрые философы мудрость свою на глупость пременяют; служилые люди — хребтом своим на печи служат; князи и боляре и воеводы за меду место величаются; пушкари и солдаты тоску на себя купили, пухнут, на печи лежа; са-белники саблю себе на шею готовят… тати и разбойницы веселятся, а холопи спасаются, кости нося в приполе, говорят быстро, плюют далече…»

Пародируя обычный шаблон жития, в котором рассказывалась жизнь святого, начиная с характеристики его родителей, большею частью благочестивых и достойных, и продолжая его подвигами, автор пародии излагает житие пьяниц: «Сии убо родишася от многих стран различных от неподобну родителю безумну и с горестию хлебом воспитани быша». Другие были рождены от хороших и бо — гатых родителей, воспитаны были беспечально, но, достигнув юношеского возраста, стали жить не по родительскому совету, а по своей воле. Родители не могли удержать их на хорошем пути никакими наставлениями и предоставили их самим себе.

«Они же быша буяви и храбри, не быша же ни древоделцы, ни земледелцы, взяша же некую часть имения ото отец своих, и приидоша на корч-мицу, разточиша же имение свое не бога ради, после же обнищаша и взалкаша… но чрево имуще несытно, пьянства желая всегда упи-ватися и яко болван валятися и досаждати человеком нелепыми глаголы, приемлюще побои и ударения и сокрушения костем, в ню же нужу терпеша глад и наготу и скорбь всяку, не имеяху ни подстилания мягкого, ни одеяния тепла, ни под главою зголовья, но яко ней свернувся, искаху себе запечна места, телеса же их обагре-ни быша сажею, дым же и жар терпяху…», и все это не для бога, а для утоления своих низких инстинктов: «Аще бы такия беды бога ради терпели, воистину бы были новые мученики, их же бы достойно память их хвалити…»

Так пародируется в этом произведении каноническое житие применительно к образу жизни пьяницы.

На всем протяжении своей пародии автор, прибегая к игре слов, очень свободно обращается со всем тем, что пользовалось самым высоким почитанием в старой Руси: преподобные у него заменяются «неподобными», христианские святители — «буявыми губителями христианскими», «христианскими лупителями», «тремя слепи-телями», чудотворцы — «пустотворцами» и т. д.

Язык пародии представляет собой сочетание намеренно архаизированной речи с речью живой, разговорной, часто прибауточ-ной, как например: «Слава отцу Иванцу и сыну Селиванцу. Всяк, иже тебе прикоснется, не изыдет, не имея похвалы, во устех своих, глаголаше: вчера был пьян, денег было в мошне много, утре встал, хватился за мошну, ничего не сыскал». Сплошь и рядом мы здесь находим поговорки, порой рифмованные: «хлеб, господине, по силам, а полога (кладь) по плечам»; «подавайся по рукам, ино легче волосам»; «каково кликну в лес, тако и откликнется»; «был со всем, стал ни с чем»; «под лесом видят, а под носом не слышат»; «жити весело, а ести нечего»; «родила вас мама, да не приняла вас яма»; «кропива, кто ее ни возьмет, тот руки ожжет» и т. п.

Иногда автор усиленно нанизывает рифмы, как и в Калязинской челобитной: «Где ни станем, тут воняем, людей от себя разгоняем»; или: «дом потешен, господин изнавешен, робята пищат, ести хотят, а мы, право, божимся, что и сами не етчи ложимся».



Праздник кабацких ярыжек

Другие сочинения по теме:

  1. Почему мне дорог Праздник Победы 9 мая Сердцу каждого из нас дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда...
  2. Прозвища Афины. Афина и Арахна. Праздник Панафинеи Военные прозвища Афины. Родившись на свет вооруженной, Афина стала покровительницей войны и героев. По представлениям греков, войной занимался и ее...
  3. Вечер знакомств (праздник для профильных классов) Данный праздник проводится учениками старших профильных классов для младшего и среднего звена. Цель: показать все профильные классы со стороны, доказать,...
  4. «Торжество победителей», «Жалоба Цереры» и «Элевсинский праздник» Шиллера Большинство стихотворений Шиллера на культурно-исторические темы написано греческими размерами — как правило, гекзаметром. Форма этих стихов отличается, по выражению Белинского,...
  5. Урок. «Здравствуй, гостья-зима». Урок-праздник Цели: Прививать им любовь к окружающему миру, учить ценить все живое, учить выразительному чтению, развивать творческие способности. Оборудование: Выставка книг,...
  6. Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси Д. С. Лихачев. Направленность средневекового смеха, в частности, и против самого смеющегося отметил и достаточно хорошо показал М. М. Бахтин...
  7. Чем нравятся мне басни писателя Павла Глазового? Басни Павла Глазового очень любят в нашей семье, а несколько сборников его юмористических произведений в семейной библиотеке даже выделены отдельно....
  8. Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс» «Улисс» — второй (и наиболее известный) роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в...
  9. Сказание о знамении от иконы Богородицы В новгородском Трефологионе, или Патерике, это сказание, известное вообще в очень большом количестве списков, основанное на кратком летописном известии под...
  10. Роман «Стража!» — первая книга цикла о Ночной Страже Роман «Стража! Стража!» — первая книга подцикла о Ночной Страже из вселенной Плоского мира. Впрочем, открывая толстую книжку с черной...
  11. Новеллы Эдгара Алана По Мировую славу Эдгару Алану По принесли новеллы. Им было написано 64 новеллы. Он трансформирует традиционный тип новеллы, становится родоначальником фантастической...
  12. Тема произведения: Басни Павла Глазового Родился в с. Новоскелюватка под Кривым Рогом. В 1940 г. после окончания школы служил в армии, был на фронте во...
  13. Сатирические памфлеты Свифта Свифт беспощаден в своем осуждении католицизма и крайностей пуританства. И если о лютеранстве он пишет более сдержанно, то лишь потому,...
  14. Большой путь Дон Кихота в поисках справедливости Большой путь проходит каждый читатель романа Сервантеса «Дон Кихот» хитросплетениями ума и воображения рыцаря из Ламанчи. Много поколений до нас...
  15. Духовные метаморфозы героя В. Пелевина Главная особенность творчества В. Пелевина — это пристальное внимание к процессам, которые происходят во внутреннем мире личности. В романе «Жизнь...
  16. Научная фантастика и детективы Конан Дойла Научная фантастика писателя, куда, кроме «Затерянного мира» и «Отравленного пояса», входят повести «Открытие Рафлза Хоу», «Марракатовая бездна» и др., привлекает...
  17. Стиль Курбского Боярская партия в свою очередь выдвигает такого публициста, как кн. А. М. Курбский, плодовитый писатель, автор трех посланий к Грозному...
  18. Личность Бориса Годунова и описании Толстого Главным героем всей «драматической поэмы» и, соответственно, важнейшим для Толстого историческим персонажем конца XVI — начала XVII века оказался Борис...
  19. Европейский и американский постмодернизм Европейский и американский постмодернизм сложился в конце 60-х — начале 70-х г. г. В отличие от классического модернизма с его...
  20. Творческая индивидуальность писателя (Николай Зеров) Они шли к нам долго и трудно — сквозь фальсификации, недоброжелательную предубежденность или просто из-за замалчивания. Но ныне очевидно, что...
« Шолохов — «Тихий Дон» (Н. И. Великая)
Горькая судьбина. Драма (1859), в сокращении »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения