Предостережение будущим поколениям Альбера Камю ( по роману «Чума»)
«Чума» — роман философский. Понятно, что на первом плане стоит философская проблематика, философское обобщенно-универсальное трактование зла в контексте человеческого существования. Именно так осмысливается чума главными героями произведения, интеллектуалами Рие и Тарру. Что же такое чума? Во-первых, это конкретная болезнь. Во-вторых, это символ беды, которая характеризуется определенной исторической датой — 194…годом («…в мире чуму встречаем так же часто, как и войну…без сомнений, война является весьма бессмысленной, но это не мешает ей появляться снова и снова»).
Понятно, что появляется ассоциация с «коричневой чумой» — фашизмом, который распространился в Европе в середине прошлого столетия. Эта «чума», одев черное и коричневое, танками и самолетами или уничтожила миллионы людей, или отравила сознание миллионов своими бациллами. Потом разбитая, но недобитая, снова залезла во всевозможные щели, чтобы подождать до тех времен, когда появится возможность снова напомнить о себе. Как утверждал сам Камю, «явное содержание «Чумы» — это борьба европейского Сопротивления против фашизма». В-третьих, в контексте романа чума — универсальная метафора зла во всей его непобедимости и во всем его разнообразии. Тарру: «Чума — не только болезнь, не только война, это также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических сект, гибель невинного ребенка в больнице, общество, устроенное крайне плохо, как и попытки, вопреки сопротивлению власти, обустроить его сызнова…. Она обычная, естественная, как дыхание, так как «сегодня все мы немного зачумлены». Микробы ее гнездятся везде, подстерегают наш каждый неосторожный шаг. Вообще, в мире существует только «несчастье и его жертвы — больше ничего».
Состояние «зачумленности» — это состояние, которое почти никому не удается избежать, а его преодоление нуждается в постоянной мобилизации воли, духовных и моральных сил личности. Быть «зачумленным», по Камю, — это не только осуществлять насилие, но и не восставать против него, это не только готовность убивать, а и примирение с тем, что убивают. Люди доброй воли могут победить конкретное зло, но им никогда не удастся победить зло во всем мире. Вот почему врач Рие убежден в том, что «чума — это бесконечное поражение». Автор ищет в человеке те силы, которые способны поднять его на борьбу против зла, и находит их прежде всего в моральной природе самого человека.
Камю в дневнике говорит о желании преобразования непосредственно подмеченного вокруг себя в «мифическое». «До этого времени я не был романистом в обычном понимании этого слова. Скорее всего, я был художник, который создавал миф в соответствии со своими страстями и своими тревогами. Вот почему существа, которые вызывают мое поклонение и в самой жизни, — это всегда те, кто наделен силой и исключительностью, что само по себе присуще существам мифическим». В романе мифотворческие склонности Камю показались с наибольшей очевидностью, так как их назначение было определено с абсолютной точностью. Чума показала моральное лицо каждого.
Весь ход событий романа утверждает: человек бессилен в этом мире, мир не подчиняется воли человека, представление об организованности мира — иллюзия. Мир — это хаос, который живет по своим законам, точнее беззаконию. В романе он ассоциируется с образом чумы, которая появляется и исчезает независимо от воли человека. Важным в этом отношении является пессимистичный финал произведения: чума может вернуться когда угодно.
Рассказ в романе построен в форме своеобразной хроники, которая ведется от лица рассказчика и довольно детально и последовательно фиксирует все этапы развития эпидемии и противостояние ей со стороны жителей города. События подаются в их временной последовательности, при этом даже все части произведения отвечают естественной последовательности временных отрезков. Все события, которые составляют основную канву романа, разворачиваются на протяжении одного года. Пять частей романа почти точно разделены по временам года и последовательно фиксируют все этапы нарастания, обострения и спада эпидемии чумы. Именно жанр хроники обеспечил правдивость изложенных фактов, позволяет автору высказывать свои чувства только в той мере, которая не мешает увидеть все, что происходит, и приглашает думать и понимать. Именно благодаря отличиям хроники и романа автор смог взять на себя обязанности летописца.
Прямой рассказ о пережитом превращается в аллегорическую притчу. Притча — это поучительное аллегорическое произведение, в котором фабула подчиняется моральной задуманной идее.
Во время прочтения романа «Чума» у каждого из нас появляется ощущение, будто роли каждого заведомо определены, каждому из участников «поручено» донести к читателям свою определенную часть идеи. Одновременно каждый из героев хроники так или иначе охвачен желанием подобрать морально-философский ключ к событиям, внести разрозненные факты в четкое миропонимание, окончательно осмыслить каждый свой шаг, даже случайный.
Предостережение будущим поколениям Альбера Камю ( по роману «Чума»)