Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова
Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения:
1. В комедии «Горе от ума» можно заметить черты Классицизма:
Быстрое развитие действия;
Острота диалогов;
Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;
Сохранение трех классических единств (действия, места, времени);
Особенности сценических амплуа (Чацкий — резонер, Лиза — субретка и т. д.);
Говорящие имена и фамилии.
Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как в классицизме, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления, которые впоследствии приобрели такие названия, как Фамусовщи-На, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.
Грибоедов — мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает хотя и условный, но отчетливо видимый реализм «Горя от ума».
Условность реализма комедии заключается прежде всего в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли и суждения.
II. Язык комедии Грибоедова
Начать разговор о языке комедии можно с сообщений групп о речевых характеристиках героев: Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба.
Анализ эпизода драматического произведения
Примерный план
События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и их связь с проблематикой пьесы.
Основной конфликт.
Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
Наличие авторских ремарок и их смысл.
Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Мысли и суждения автора, не свойственные героям пьесы. Подтекст эпизода.
Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
Функции эпизода и его композиционная роль в пьесе.
Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
Своеобразие авторского творческого метода, проявившееся в эпизоде, его связи с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.
Особое внимание следует уделить анализу финальных монологов Фамусова и Чацкого, возможен и их сопоставительный анализ (см. таблицу на с. 109).
Итоговые вопросы
Чем проблематика и образы комедии важны читателям XXI века?
Почему «Горе от ума» включено в репертуар многих современных театров?
В комедии «Горе от ума» Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Важнейшим средством создания неповторимых образов и нравов общества является язык комедии. Проблематика пьесы и образы, ставшие символическим выражением общественных отношений между людьми начала XIX века, позволяют спроецировать их на наше время, быть интересными современным зрителям и читателям.
Домашнее задание
Прочитать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова