«Прибавить к зрению человека немного зоркости»
Уроки развития речи по рассказам Константина Паустовского
Предлагаемые вашему вниманию уроки развития речи в 5-м классе посвящены творчеству Паустовского. Они сложились в течение нескольких лет работы и имеют практическую направленность. Вот их основные цели: развитие интереса к творчеству Паустовского; введение в творческий процесс, в тайны творчества; пробуждение дара слова, умения выражать свои мысли образно, логично.
В зависимости от подготовленности класса вы можете сосредоточиться на одной из этих целей и выбрать какой-то определенный вид работы из описанных ниже.
Среди основных требований, предъявляемых учащимся 5-го класса, — умение давать Отзыв на прочитанное произведение. Написание отзыва очень часто вызывает у ребят трудности. Они либо кратко сообщают, что произведение понравилось, либо просто пересказывают его. Особенно часто это происходит, если произведение сюжетное. Чтобы избежать простого пересказа, мы выбрали для чтения и обсуждения рассказы Паустовского, насыщенные неповторимыми ощущениями, наполненные звуками и запахами, необычайным светом, яркими красками.
Один из них — рассказ «Леса».
На доске пишем два высказывания Паустовского: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе», «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». Урок начинаем с чтения стихотворения Николая Рыленкова «Все в тающей дымке…»: оно создает особое настроение.
Учащиеся отмечают переклички между поэтом и писателем, общность в отношении к русской природе. Выделяем слова «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться», говорим об их значении. На уроке нам предстоит всмотреться и вслушаться в рассказ «Леса» и дать его оценку, написать отзыв.
Знакомим ребят с тем, что такое отзыв: это письменное или устное высказывание о книге, в котором содержится оценка воспринятого. При оценке произведения автор отзыва должен опираться на текст. Вспоминаем, как строится рассуждение: от тезиса к доказательствам и выводу.
Затем читаем сам рассказ. Лучше, если первый раз это сделает учитель или подготовленный ученик.
Работу над текстом рассказа начинаем с вопросов и заданий:
— Каково ваше впечатление от рассказа? Чем он увлек вас — занимательным содержанием, описанием природы? Какие эпизоды вам запомнились?
— Давайте докажем, что писатель вслушивается и всматривается в окружающую природу. Для этого обращаемся к началу рассказа, отмечаем обилие прилагательных , которые очень точно, емко характеризуют предмет.
Дети говорят, что так может писать только человек, который все это видел сам, не придумал. Всмотрелся и увидел. Отмечаем эпитеты , говорим, какие образы возникают.
Подчеркиваем мастерство писателя, который вызвал одним словом рой мыслей, сделав читателя соучастником творчества.
Мы как будто дописываем рассказ, используя свой жизненный опыт. Значит, писатель не только делится с нами своими открытиями, но и учит нас наблюдательности, остроте восприятия.
Обращаем внимание на слово Маслюки, в котором выражено авторское восхищение великолепием гриба. Отмечаем прием единоначатия , повторы (» Спит Вода, Спят Кувшинки…», » Ночь Уже стоит…
Ночь, полная звезд…»). Кто-то заметит рифмовку слов Маслюки, сумерки, светляки. Говорим о ритмичности этих строк, вспоминая слова Паустовского: «У подлинной прозы всегда есть свой ритм».
Обращаем внимание и на краски . Цветовую нагрузку несут и глаголы: Блеснет, пылает, тлеет, зеленеет, загорается. Находим метафору «голубым хрусталем», которая рисует звезду. Учащиеся говорят, что звезды часто называют Золотыми, желтыми, объясняют, какой им видится Венера Паустовского.
Цветовую нагрузку несут и сравнения: «озеро, как косо поставленное Зеркало «, «совы… как комья Белого пуха «. Описание озера построено на цветовой характеристике: Черное озеро, белые лилии, желтые и красные листья, черная дорога озера, прозрачная вода. Цвета чистые, ясные.
Паустовский — мастер цвета.
Мы всмотрелись в леса Паустовского, теперь вслушаемся в звуки.
— Найдите слова, характеризующие звуки леса.
Звуки отражают тишину сонного леса, и рассказчик, тонко чувствующий природу, тоже говорит шепотом.
Паустовский чуток не только к звукам и краскам, он распознает и рисует самые тонкие запахи .
Ощущение внутренней жизни природы рождает олицетворения, которыми пронизан весь текст. .
Далее смотрим, как построен рассказ. Отмечаем в тексте не только описание леса и озера, но и повествование о встрече с гигантской щукой и волчицей. Ребята отмечают опасность, которая подстерегала путешественников, и их бережное отношение к природе. Обращаемся к словам Паустовского, записанным на доске. Говорим, чем обогатил нас этот рассказ, что прибавил нашему зрению.
В конце урока в тетради появляется примерная запись.
1. Паустовский: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе».
2. Всматриваемся и вслушиваемся в текст:
А) обилие прилагательных, яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения;
Б) цвета, звуки, запахи;
В) ритмичность текста;
Г) бережное отношение к животным.
3. Паустовский: «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». Эти записи помогут детям написать отзыв.
Следует предотвратить неоправданное повторение в работах учащихся одних и тех же слов. Подбираем и записываем синонимы:
Рассказ, произведение;
Понравилось, запомнилось, полюбилось, привлекло внимание, запечатлелось в памяти, произвело впечатление;
Описывает, рисует, изображает, рассказывает, показывает, знакомит.
Если позволяет время, то совместно с учащимися проговариваем отзыв. Дома Дети оформляют его письменно.
Следующий вид творческой работы — Сочинение о любимом уголке природы — также проводим после изучения творчества Паустовского. Очень часто случается так, что при чтении художественных произведений ученики выпускают описания природы, считая их лишними, не заслуживающими внимания. Нередко дети привыкают к окружающему пейзажу, который кажется им обычным.
При таком отношении сочинение о природе будет отпиской. К уроку прошу приготовить описание любимого уголка природы.
Начинается занятие с чтения отрывка из рассказа Владимира Солоухина «Владимирские проселки»: он вводит нас в тему.
«В некие времена, в деревушке, нахохлившейся над ручейком, может, в той же Владимирской земле, жил паренек Захарка. Неизвестно откуда появилась у него страсть к живописи, но только достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.
В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель. Говорили, что знал он лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным…
Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
— Ну как, нравится?
Обернулся: стоит сзади учитель…
— Нравится, — ответил Захарка. — Похожа вроде бы.
— Хорошо, давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?
— Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.
— Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.
— Черный, — нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
— Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его зеленым изобразил. Значит, не похоже?
Тропинка у тебя, смотри-ка, желтая. Думаешь, песок обязательно желтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет?
Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.
С тех пор повадился Захарка ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик — неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!
Радостно стало Захарке. «Сейчас пойду, — думает он, — на все свои любимые места, посмотрю на них новыми глазами». Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал.
Небо теперь было сырое, серое, как бы свинец, когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.
Так никуда Захарка на этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.
Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг».
Затем мы обращаемся к рассказу Паустовского «Луга». Тема эта близка пятиклассникам — мы живем в степи. После чтения рассказа учащиеся тут же отмечают, что в рассказе нет восклицаний: «Ах, как красиво!» Но все-таки перед нами предстает удивительно красивый луг.
Как автор достигает этого эффекта? Прежде всего отмечаем, что то, о чем пишет Паустовский, он хорошо знает . Начинаем работу над художественными средствами.
Находим и объясняем метафоры , олицетворения , отмечаем обилие прилагательных. Находим в тексте определения для слов: ветры , небо , река , дымка , воздух , иней , окунь .
Особое внимание писатель уделяет краскам .
Далее обращаем внимание на звуки, которые слышим при чтении о ночи на Прорве. Это звуки Кр, стр, пр, сбр. Отмечаем, что это глухие места, поэтому звуки хорошо слышны .
После этого попросим детей вернуться к своим сочинениям, оценить и дополнить их, употребив определения и другие художественные средства, которые обогатят нарисованную ими картину любимого уголка природы. Учащиеся чаще всего критически оценивают свое творчество. Приходят к выводу, что нужно либо переделать работу, либо усовершенствовать. Этот момент в работе очень важен.
Редактирование для учащихся оказывается самой тяжелой работой. Подбор нужных слов и выражений нередко, по признанию самих детей, становится мучительным. Вот это и есть творчество.
В заключение разговора читаем слова Паустовского: «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно… общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины».
Третий урок пребывания в стране Паустовского связан с более сложным видом работы — Стилизацией, то есть намеренной имитацией художественного стиля, характерного для определенного автора, направления.
Благодаря стилизации происходит процесс переосмысления произведения, более глубокое постижение творчества, развитие образного мышления, языка учащихся. Конечно, в 5-м классе стилизация носит поверхностный характер, да и само слово не употребляется, заменяется словом Подражание. Некоторые учащиеся схватывают стиль писателя интуитивно, но мы все-таки выбираем рациональный путь, выделяя характерные черты стиля Паустовского.
— Главный «герой» рассказов Паустовского — прекрасное в природе и в человеке, красота повседневности.
— Отсутствие сюжета.
— Отсутствие изысканных фраз, красивости .
— Светлое отношение к жизни, душевный подъем.
— Наблюдательность и глубокое знание того, о чем пишет .
— Ритм, его музыкальность .
— Богатство языка .
— Звуки, краски, запахи природы.
Пишем стилизацию, опираясь на главу «Обыкновенная земля». Перед работой отвечаем на вопросы.
— Как строится глава?
— Почему в тексте отсутствуют яркие метафоры, эпитеты?
— От чьего лица ведется повествование?
— Присутствует ли в рассказе повествование о каком-либо событии?
— Какова цель автора, когда он рассказывает об обыкновенной земле?
Приведем примеры нескольких письменных работ, написанных ребятами после чтения рассказов Паустовского.
Сочинение-отзыв
Рассказ Паустовского мне очень понравился. Он интересен тем, что автор описывает природу России с любовью. Автор считает, что любовь к Родине невозможна без любви к родной природе.
Писатель внимательно всматривается и вслушивается в природу, замечает то, что мы часто не видим.
В тексте мы видим обилие прилагательных: Липкие маслюки, жесткая трава, холодные грибы, лиловые колокольчики. Эпитеты — Жестяной свист, разбойничьи леса — дают нам возможность представить картину, домыслить. Мы становимся соучастниками творчества.
Проза Паустовского близка к поэзии. Мы находим в тексте повторы, рифмовку. Паустовский говорил, что у подлинной прозы всегда есть свой ритм.
Паустовский — мастер цвета. Цвета у него чистые, ясные: Белые грибы, черное зеркало озера, лиловые колокольчики, голубой хрусталь Венеры.
Автор не только мастер цвета, но и мастер звука, запаха. Мы слышим тишину леса, чувствуем запахи дыма, грибной прели.
Благодаря олицетворениям писатель делает природу живой, близкой нам. Котелок у него Сердится И Бормочет, кувшинки Спят. Автор пишет о бережном отношении к природе. Он ударил веслом не по рыбе, а по воде.
Они оставили волчицу в покое, а сами ушли.
Паустовский говорил, что тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека немного зоркости. Автор научил меня видеть красоту в чем-то неприметном, замечать детали, любить природу и свою Родину.
Ксюша Лопинова
Сочинение — описание любимого уголка природы
В нашем саду есть дерево, под которым я люблю сидеть летом. Сейчас оно стоит все в инее, вокруг него сугробы по колено. Иней покрыл дерево прозрачной пеленой. Я подхожу к дереву, наклоняюсь к веточке. Веточка похожа на смешного, колючего, белого ежика.
Иней как кристаллики прозрачного льда. Он переливается голубым, белым, розовым. Но цвет не яркий, потому что небо серое, мрачное. Облако тумана тянется над прудами и в поле. Как белая река, он плывет по воздуху.
Стоит тишина. Хорошо слышно, как шуршит падающий иней, чирикают под крышей воробьи, где-то кричит петух. Тишину нарушили две сороки. Горластые подружки уселись на дерево, посыпался иней.
Впереди короткий январский день.
Валя Фаломкина
Сочинение-стилизация
Обыкновенная земля
В моем селе нет никаких особенных красот и богатств. Наша степная природа скромная. Много голых безлесых пространств.
Землю покрывают солонцы, на которых не растет трава. В дождь солонцы превращаются в непролазную грязь.
Что можно увидеть в Малиновке?
Рыжую степь, которая сливается с горизонтом. Качающийся, похожий на море ковыль. Бескрайние поля, только кое-где зеленеют колки, как заплатки на желтой рубахе. Ожерелье прудов тянется на несколько километров. Однажды я ходила купаться и увидела дикую утку.
Она села на воду и не заметила меня. Я тихо подкралась и рассмотрела ее перышки. Они были пестрые, белые, фиолетовые.
Утка увидела меня, тревожно забила крыльями по воде и улетела.
Что можно услышать в Малиновке?
В ней можно услышать, как щебечут птицы, лают собаки, кричит петух, где-то неподалеку блеет коза. Вокруг села очень много зарослей малины. Мы ее едим в огромных количествах. Однажды в малиновом кусту мы нашли гнездо с маленькими, пестренькими яичками. Скорлупки были голубые.
Мы ушли с того места и не стали их трогать.
Валя Фаломкина
«Прибавить к зрению человека немного зоркости»