Принципы переработки фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В главе VI («Трудный год»), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова:
…Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной… Неласково Глядит на них семья. Они в дому шумливые, На улице драчливые, Обжоры за столом… И стали их пощипывать, В головку поколачивать… Молчи, солдатка-мать!
У Барсова:
Сиротать будут сиротны малы детушки,
Будут детушки на улочке дурливые, Во избы-то сироты хлопотливые, За столом-то будут детушки едучие; Станут по избы ведь дядюшки похаживать И не весело на детушек поглядывать, Оны грубо-то на их да поговоривать; Станут детушек победныих подергивать, В буйну голову сирот да поколачивать…
Вместе с тем, чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды
Фольклора — былины и исторические песни, сказки и легенды — представлены у
Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика
(историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни,
Нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако, в словах Савелия о богатырстве
Крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:
Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою — а богатырь! Поднять-то поднял он, Покамест тягу страшную Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы — кровь течет…
На фольклорном материале основана песня «Крестьянский грех» («Аммирал — вдовец по морям ходил»). Ни тематика ее, ни стилистика, ни песенный размер никакого отношения к былинам не имеют, и ни одной подобной былины нет в известном материале. Но песня эта по своему типу до некоторой степени аналогична более поздним историческим песням XVIII — XIX веков; например, «Молодой солдат на часах стоит» — совершенно та же ритмика (аналогичный размер применялся, например, и Кольцовым в его песнях — ср. «Что, дремучий лес, призадумался» и пр.). По теме же «Крестьянский грех» чрезвычайно близок крепостному крестьянству, и нет никакого сомнения в том, что аналогичные рассказы о «воле», преданной тем или иным лицом, об уничтоженных завещаниях-«вольных» были широко распространены. Некрасов же пользуется этим преданием в более широком плане, чтобы подчеркнуть тяжесть Иудина греха, т. е. предательства. Легенда «О двух великих грешниках», являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале. Характер легенды имеет также «Бабья притча» (и Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ «святой старицы»). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью «Плача о писаре» из «Причитаний Северного края» Барсова.
Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества — загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок — собачка верная» и т. п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер — «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать». Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий. В некоторых случаях автор применяет типичные для фольклора приемы: , параллелизм в главе «Демушка» — ласточка-мать; отрицательные сравнения — «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ», и др.; постоянные эпитеты — «звезды частые», «девка красная» и пр.; повторения и фольклорные формулы -«Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли».
В целом «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба Успенского. Это — поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов.
Принципы переработки фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо»