• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

 

Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

В главе VI (“Трудный год”), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова:

…Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной… Неласково Глядит на них семья. Они в дому шумливые, На улице драчливые, Обжоры за столом… И стали их пощипывать, В головку поколачивать… Молчи, солдатка-мать!

У Барсова:

Сиротать будут сиротны малы детушки,

Будут детушки на улочке дурливые, Во избы-то сироты хлопотливые, За столом-то будут детушки едучие; Станут по избы ведь дядюшки похаживать И не весело на детушек поглядывать, Оны грубо-то на их да поговоривать; Станут детушек победныих подергивать, В буйну голову сирот да поколачивать…

Вместе с тем, чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды

Фольклора – былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены у

Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика

(историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни,

Нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако, в словах Савелия о богатырстве

Крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:

Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою – а богатырь! Поднять-то поднял он, Покамест тягу страшную Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы – кровь течет…

На фольклорном материале основана песня “Крестьянский грех” (“Аммирал – вдовец по морям ходил”). Ни тематика ее, ни стилистика, ни песенный размер никакого отношения к былинам не имеют, и ни одной подобной былины нет в известном материале. Но песня эта по своему типу до некоторой степени аналогична более поздним историческим песням XVIII – XIX веков; например, “Молодой солдат на часах стоит” – совершенно та же ритмика (аналогичный размер применялся, например, и Кольцовым в его песнях – ср. “Что, дремучий лес, призадумался” и пр.). По теме же “Крестьянский грех” чрезвычайно близок крепостному крестьянству, и нет никакого сомнения в том, что аналогичные рассказы о “воле”, преданной тем или иным лицом, об уничтоженных завещаниях-“вольных” были широко распространены. Некрасов же пользуется этим преданием в более широком плане, чтобы подчеркнуть тяжесть Иудина греха, т. е. предательства. Легенда “О двух великих грешниках”, являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале. Характер легенды имеет также “Бабья притча” (и Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ “святой старицы”). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью “Плача о писаре” из “Причитаний Северного края” Барсова.

Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок (“замок – собачка верная” и т. п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер – “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, “Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать”. Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий. В некоторых случаях автор применяет типичные для фольклора приемы: , параллелизм в главе “Демушка” – ласточка-мать; отрицательные сравнения – “Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ”, и др.; постоянные эпитеты – “звезды частые”, “девка красная” и пр.; повторения и фольклорные формулы -“Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли”.

В целом “Кому на Руси жить хорошо” действительно приобретает характер “народной книги”, как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба Успенского. Это – поэма о “народе” и для “народа”, поэма, в которой автор выступает защитником “народных (крестьянских) интересов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения по теме:

  1. Использование причитаний и песен в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема “Фольклор в творчестве Некрасова” неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться...
  2. Сочинение по поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской...
  3. Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  4. Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”; Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  5. Современники о поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых –...
  6. Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В этом монументальном произведении поэт стремился как...
  7. Два стиля Некрасова “народный” и “гражданский” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем – подрожали ноженьки...
  8. Литературная критика о поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на руси жить хорошо” Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на руси жить хорошо” В поэме Н. А....
  10. Понятие о счастье в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам...
  11. Мечта о хорошей жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  12. Судьба Родины и народа (по поэме “Кому на Руси жить хорошо”) “Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила” – такой...
  13. ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” События в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  14. Способ развития действия в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  15. Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  16. История создания поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить...
  17. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы...
  18. Сочинение на тему поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  19. Приемы и средства типизации поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно...
  20. Композиционная форма развития сюжета поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
« Мой любимый художник
Краткое содержание книги Брукса “Бизнес-приключения” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения