Природа в понимании Мцыри
Роман тическая поэма «Мцыри», написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.
Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: «как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник». Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с «грозой оторванным листком». Юноша мечтает вырваться
От келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.
Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:
О, я как братОбняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: «Я сам, как зверь, был чужд людей». В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство — то, чего ему так не хватало «в плену», в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда
Юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна!
Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес — сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:
Помощи людскойЯ не желал… Я был чужойДля них навек, как зверь степной.
Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба — быть покорным и смиренным монахом, ведь он
Быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.
Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:
Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волковПод свежим пологом лесов. Казалось, что слова людейЗабыл я.
Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него — «три блаженных дня». Недоумевающего монаха он спрашивает:
Скажи мне, что средь этих стенМогли бы дать вы мне взаменТой дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..
В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную «тюрьмой». Он прекрасно понимает причину своей гибели:
Едва взошла заря, Палящий луч ее обжегВ тюрьме Воспитанный цветок…
Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где
Акаций белых два куста…Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!
Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в «милую страну», и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.
Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком.
Природа в понимании Мцыри