Притча о белом мраморе. Изложение
Много лет тому назад шел пустынной дорогой юноша. Он ушел из страны по решению старейшин. В своей стране он был замечательным мастером, бедным, но талантливым. От его изделий скупой становился более щедрым, хмурый — приветливым, некрасивая женщина — красавицей.
Но мудрые старейшины знали, что только страдание, работа и далекие странствования превращают мастера в настоящего художника. Поэтому и устроили юноше испытания: найти в далеких краях белый мрамор, вырезать из него статую любимой девушки, только тогда юноше разрешалось возвратиться домой и вступить в брак с любимой. После долгих странствований юноша нашел в горах глыбу белого мрамора. Но у него не было резца, и он обратился к кузнецу.
Тот поставил условие: за резец отработать подручным в кузнице или из мрамора сделать ошейник для собаки. Юноша решил, что год — это очень долго, и сделал ошейник. Получив резец, мастер принялся вытачивать образ своей Любимой.
Но без натурщицы линии женского тела воплотить не удавалось. Мальчик обратился к девушке, похожей на Любимую. У нее также было условие: юноша должен был стать ее прислужником или ненадолго полюбить ее. Мастер пренебрег работой прислужника, но согласился полюбить девушку, а она стала его натурщицей.
И вот настал день, когда фигура Любимой была уже готова, но к тому времени юноша забыл ее лицо.
Мастер Обратился к Правителю той страны, так как считал, что с помощниками и мастерской робота будет продвигаться лучше. Правитель дал ему наилучшую мастерскую и умелых помощников, пообещал богатство и почести при условии, что юноша сначала сделает бюст Правителя. Мастер согласился, стал жить в роскошах и руководить помощниками, которые из глыбы белого мрамора ваяли бюсты. Когда работа была окончена, юноша глянул — и пришел в ужас: Бюст был выполнен без искры Вдохновения. Правитель тем временем умер, юноша получил заказ на бюст нового Правителя…
Когда же мастер пришел в свою мастерскую, он вдруг вспомнил свою далекую Любимую, мудрых старейшин. Но волшебный белый мрамор был весь израсходован, а вдохновение покинуло юношу.
Юноша понял, что навсегда потерял то, ради чего следует жить — вдохновение. Собачий ошейник из ценнейшего материала никогда не сделает скупого добрее, натурщица не заменит образа Любимой, бюст несправедливого Правителя, которого не осенила искра вдохновения мастера, отправят на мусор. Люди забудут даже имя художника, который напрасно растратил свой талант, не устоял перед обольщениями, сохранил свои руки белыми, но потерял горячее сердце и возможность сделать лжеца справедливым, хмурого — улыбающимся, некрасивую женщину — волшебной.
Юноша не выдержал жизненных испытаний, не оберег себя от соблазнов легкой жизни в роскоши и развлечениях.
Его котомка когда-то была пуста, а сейчас наполнилась червонцами, и он уже не сможет легко закинуть ее за плечи, чтобы снова идти по миру, искать белый мрамор, создавать, делать жизнь людей радостней. Не страх, а отчаяние охватило юношу от того, что он уже никогда не сможет возвратиться к своему дому, не встретит родных людей, не посмотрит в глаза Любимой…
Притча о белом мраморе. Изложение