Проблема эмансипации женщины в повести Ольги Кобылянской «Царевна»
Повесть «Царевна» вызвала значительный общественный интерес. Она будила общественную мысль среди украинской интеллигенции того времени феминистической проблематикой. Следует подчеркнуть, что хотя писательница воспитывалась на немецкой литературе и выросла в глухих закоулках отсталой Австро-Венгерской империи, она все же нашла дорогу к украинскому писательству и дала образцы прозы, которая художественно реализовала идею эмансипации женщины в условиях эксплуататорского общества. О. Кобылянская как-то написала в дневнике: «Все, что я пишу, принадлежит только украинским женщинам». Эти слова — ключ к пониманию произведений, в которых писательница обращается к проблемам украинской женщины конца XIX столетия.
Повесть «Царевна» — новаторское произведение нашей литературы. Ее новизну И. Франко видел в том, что тема личной жизни молодой Наталки Веркович раскрывалась прежде всего «в психическом анализе будничной жизни обычных людей». О. Кобылянская в своем произведении показала представительницу лучшей части украинских женщин из интеллигенции, которая добывала в борьбе свои права — на чтение книг, на общение, в том числе с мужчинами, на отказ от бракосочетания с немилым, старалась освободиться от зависимости семьи дяди Ивановича.
Этот аспект изображения героини предусматривал обращение к разным средствам раскрытия внутреннего мира героини, ведь именно через изображение психологии Наталки Веркович мне стали понятными ее мысли, чувства, стремления. Вопрос психологизма повести, композиционной своеобразности произведения реализовался в дневниковой форме. Важную роль в раскрытии внутреннего мира персонажей сыграли монологи и диалоги. Мое внимание привлекли способы изображения, связанные со вкусами Наталки Оверкович, в частности увлечения музыкой, природой. Например, портрет, психологическая деталь подчеркивают особенность молодой женщины — ее неординарность. Внешнее соответствие канонам красоты филистерской (обывательской, закостенелой, отсталой) среды и выросшая духовная сила выделили Наталку среди других интеллигенток: Веркович боролась за свое счастье, за духовное возрождение человека. Учитывая разные обстоятельства, героиня выполнила только первую часть своей программы: стала хозяйкой своей судьбы.
Недаром из трех заголовков повести — «Лореляй», «Без событий», «Царевна» — О. Кобылянская выбрала последний. Этим она утвердила, что героиня победила мещанскую среду, которая стремилась ее нивелировать как личность. Наталка — «Царевна» на своем жизненном пути. Вторая часть программы осталась нереализованной. Став свободной от родственников, выйдя замуж, Наталка остановилась в своем прогрессе. Возможно, О. Кобылянская, которая наделила своих героев, в частности Веркович, волевыми чертами и передовыми взглядами на мир, как считают некоторые современные исследователи, не видела пути к преодолению общественной несправедливости и следующим поколениям украинских женщин дала возможность дописать повесть.
Новые страницы повести — это измененные стремления женщин, которые касаются не только равных прав полов, преодоления патриархальных пережитков и осмысления своей роли в семье, а и другое мировоззрение, которое отражает интересы женщин как носителя новой формы мировоззрения и альтернативной теории культуры.
Проблема эмансипации женщины в повести Ольги Кобылянской «Царевна»