Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать на своего старого барина.
Крестьяне теперь назывались не «Крепостные», а «Временнообязанные». Н. А. Некрасов вошел в историю писателем, который описывал жизнь народа, и один из примеров его творчества про русский народ — «Кому на Руси жить хорошо». Откровенно говоря, Некрасов был против реформы 1861 года, он остался недоволен ею. Для этого у него были причины: народ голодал, пил, бедствовал.
Некрасов описывает весь пейзаж послереформенной Руси: деревни, народ . В главе «Пьяная ночь» можно увидеть то, чем занимался народ почти целыми днями. Но Н. А. Некрасов не только описывает тогдашнее состояние страны, но и пытается найти счастливого человека. Но удалось ли ему это?
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Но все же на пути им попадаются по-своему «счастливые» люди.
Яким Нагой. Духовный мир для него ценнее, чем материальные ценности. Доказательством этому служит тот случай, когда дом у Якима горел, а он спасал иконки да картиночки.
И, честно говоря, не жалеет об этом и по сей день: спас картинки, которые ничего не стоят, а не деньги. Якин заступается за крестьян, но не делам, а словами. Но нельзя назвать Якима счастливым, потому что он бедный, живет как попало, да и горе свое вином любит заливать. Ермила Гирин.
Он считает, что словами человеку не помочь — только делом. И от своих принципов он и не отступает: «он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы — выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет». За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал.
Но тяжело и ему — хотел повеситься из-за того, что пожалев брата, отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Гриша Добросклонов.
Пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа.
Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Но он не отступает перед предстоящими испытаниями.
Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория. Матрена Тимофеевна. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства.
На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Во все времена человек искал счастье: в чем оно заключается, что это, и как его достичь. И существуют да пути достижения счастья: либо пойти по дороге, где «громадная, к соблазну жадная, идет толпа», на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по тесной дороге — «честной».
Н. А. Некрасов, конечно же, выбирает тесную дорогу. Ведь по этой дороге идут борцы за свободу народа, за его счастье, смелые люди. Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху.
Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну! Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.
Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»