Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка»
Название пьесы Ивана Котляревского » Наталка Полтавка » стала крылатым выражением. Так образно довольно часто называют хороших девушек и сегодня. В чем же заключается магический секрет героини пьесы? Очень мало было счастливых людей на земле во все времена, а Наталка все же таки нашла свое счастье, хотя ей, конечно, пришлось бороться за него.
И. П. Котляревский впервые в украинской литературе вывел на сцену новую героиню, которая благодаря силе своего характера способна ступить на путь сопротивления «нечеловеческим обстоятельствам».
В самых сложных ситуациях Наталка, обнаруживая ум и изобретательность, сохраняет чувство человеческого достоинства, стремится утвердить личную независимость и сохранить глубокое чувство к Петру как наибольшую морально-этическую ценность. Она понимает, что брак, взятый из материального расчета, не может сделать ее счастливой. Социальная неровность между ней и мужем наталкивают ее на мысль: «У господина такая женщина будет хуже прислуги и… Будет крипачкой».
И Наталка использует наименьшую возможность для сохранности свободы жизненного выбора и утверждение своего права на личное счастье.
И. П. Котляровский утверждает, что счастье у людей должно быть и есть разное, в зависимости от самого человека. Сколько на земле живет людей, столько и разных представлений о счастье.
Так, например, Николай усматривает свое счастье в способности помочь людям, в чувстве человеческого достоинства, в стремлении к независимости, в смелости, уме и чувстве солидарности с обездоленными и бедными. «Идеальный», но немного слабый духом Петр, смирившись с обстоятельствами, отказывается от своего счастья с Наталкой ради покоя ее матери Терпелихи.
Терпелиха тоже мечтает о счастье, пусть и не о своем, так о дочкином. Из своего собственного жизненного опыта она хорошо знает, что такое бедность и нужды, поэтому Наташино счастье в ее воображении ассоциируется с богатым зятем. Возный и выборный свое счастье строят на вранье, подкупах, взяточничестве, использовании власти в собственных интересах. Однако, в финале пьесы возный будто перерождается, сломав традиции, отказывается от нареченной уже после того, как она подала полотенца, так как не хочет разлучать влюбленных.
Таким образом, исходя из просветительских представлений о естественной доброты человека, И. П. Котляревский делает шаг вперед и в своем произведении показывает, что реальное поведение, представление о человеческом счастье, те или другие черты личности в какой-то мере зависят от среды, социальной роли, общественного положения и воспитания индивидуально. Значение творчества И. Котляревского в украинском национально-культурном возрождении.
Котляревский — основатель новой украинской литературы, так как есть первым ее классиком, зачинателем. Его произведения — исторический излом в развитии украинской литературы, начало нового ее этапа. Он первый обратился к животворным источникам народного языка, сделал его литературным, использовал богатейшие сокровища фольклора и этнографии своего народа.
Он писал реалистические и народные произведения. Котляревский ввел новые жанры: эпическую травестийно-бурлескную тему, комическую оперу, водевиль. Его произведения преисполненные неподдельного юмора, высокой, поэтической, искренней любви к народу. Шаг за шагом раскрывает нам писатель образ простого народа, утверждает его большую духовную силу, которая создает будущее.
Как поэт-гуманист, поэт-просвититель, он сочувствует закрепощенному крестьянству, осуждает отрицательные явления жестокой феодально-крепостнической действительности, воспевает патриотичные чувства трудящихся.
Т. Шевченко назвал И. Котляревского «отцом», так как он был талантливым его предшественником, родоначальником революционно-демократического направления в украинской литературе. Произведения Котляревского являются замечательными образцами искусства в нашей изящной словесности, имеют большое познавательное, художественно-эстетичное и воспитательное значения.
Поэтому, по моему мнению, творчество этого писателя — драгоценное сокровище
В золотом фонде мировой литературы. И, как сказал Т. Шевченко:
Будешь, отец, властвовать, Пока живут люди; Пока солнце с неба сияет, Тебя не забудут!
Пьесы Котляревского привлекательные и бессмертные своим правдивым воспроизведением народных картин крестьянской жизни в Украине в начале XIX ст. Евгений Кашлюк писал: «И в «Наталке-Полтавке», и в «Энеиде» следует усматривать еще не критический реализм, а своеобразный — просветительский. Котляревский протестует против феодально-крепостнической морали; сочувствует труженикам, но старается не заострять социальные разногласия».
Живой разговорный язык «Наталки-Полтавки», симпатия автора к положительным героям своего народа — представителям простого люда, ненависть ко всему отрицательному — все это свидетельствует о любви к народу Котляревского, его тесная связь с народом.
Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка»