Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого
Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт — мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней. Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц».
Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально. Центральный прием, используемый автором в стихотворении, — развернутая метафора. Автор говорит о том, что есть совсем разные лица.
Он сравнивает живое с неживым. Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц. Лица — все равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…» В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне.
Красота — это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать ее владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание.
Внешняя красота пуста. Есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие. Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних. Души таких людей холодны, в них нет жизни: «Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница». Особо поэт выделяет «маленькую хижинку».
Это отдельная развернутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей все вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Далее автор делает заключение: Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души.
Именно такая красота делает лицо живым, одухотворенным. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым. Интересно стихотворение «Некрасивая девочка».
Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлеченным рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая еще не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор задумывается о дальнейшей судьбе девочки: …будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка!
Поэт верит, что жизнь не сломает ее души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея: … что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Истинная красота — это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим. Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса». Стихотворение также сюжетно. В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в ее памяти и в вещах: Здесь картины, портреты, альбомы, венки, Здесь дыхание южных растений, И они ее образ, годам вопреки, Сохранят для юных поколений. Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой: И не важно, не важно, что в дальнем углу, В полутемном и низком подвале, Бесприютная девочка спит на полу, На тряпичном своем одеяле.
Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца». Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье ее обладателю и окружающим.
Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого