• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

 

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д. И. Фонвизин

24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое общественное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейшему русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков. Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошельков».

Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истинный Патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг.

О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь… Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть начнет».

В молодости Стародум подружился как — то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Теперь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

Вот если бы нынешние чиновники помнили об этом!

В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим».

Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх.

К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.

Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами.

Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы правительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официальным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатерина сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дворе, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне?

Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты».

Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.

Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание.

И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».

Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников.

А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей. Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут пригодиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется соглашаться :

Государство, ты всегда холопство, барство, Царство лести, доносительство, вражда. Чувство Родины и чувство государстваНе сольются в человеке никогда.

Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государства» никогда не противоречили бы друг другу.



Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Другие сочинения по теме:

  1. Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Решительно встав на позиции просветительства уже...
  2. Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Комедия Фонвизина «Недоросль» недаром считается бессмертной. Ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами драматургии, как «Горе от ума»...
  3. Тема воспитания в комедии «Недоросль» В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д. И. Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает,...
  4. Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль» Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того...
  5. Проблема воспитания в комедии Недоросль В любое время всегда остается очень важной тема — проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых...
  6. Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый...
  7. Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, все крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов...
  8. Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Комедия «Недоросль» написана Фонвизиным в 1782 году. В ней автор выводит на сцену некультурных, разнеженных властью помещиков, показывает, каким испорченным...
  9. Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля»: своеобразную исповедь,...
  10. Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сегодня Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня , когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина...
  11. Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным в 1781 году. Она стала главным произведением писателя и шедевром отечественной драматургии 18 века. В...
  12. Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль» Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин Классицизм — литературное направление, которое существовало...
  13. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой Порядок вещей, устраивавший правящую верхушку...
  14. Краткое изложение пьесы Фонвизина «Недоросль». Действие пятое Явление I. Правдин рассказывает Стародуму, что получил поручение взять под опеку дом и деревни Простаковой, если ее «бешенство может сказаться...
  15. За что и как наказана Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? В комедии «Недоросль» Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление...
  16. Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Комедия — очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и...
  17. Грубость и невежество Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофану 16 лет. Это — здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он — достойный...
  18. «Недоросль» краткое содержание по действиям комедии Фонвизина Действие первое События происходят в имении помещиков Простаковых. Хозяйка госпожа Простакова недовольна кафтаном, который пошил для ее шестнадцатилетнего сына Митрофанушки...
  19. Главная тема комедии «Недоросль» Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Мирона. С момента появления своего на сцене и до...
  20. Сочинение на тему Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки со­временного ему общества. Его герои — представители...
« Вопросы и ответы к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»
Премудрый пискарь краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения