Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Глубокая и твердая гражданская позиция всегда отличала русского писателя от писателя любой другой части суши. Так, невозможно представить А. С. Пушкина в отрыве от его гражданской лирики. Знаменитая фраза Н. А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» навсегда определила основную черту русской прозы — гражданственность и патриотичность. Именно поэтому вопрос взаимоотношений власти и Художника для русской литературы — классический.
Отношения Поэта и Писателя с властью в России всегда были враждующими. А в двадцатых годах прошлого века, после введения жесточайше цензуры, они еще более обострились. Автору романа «Мастер и Маргарита» Михаилу Афанасьевичу Булгакову тема взаимоотношений художника и власти была чрезвычайно близка.
После публикации начала «Белой гвардии» за всю свою жизнь писателю не удалось опубликовать ни одного значительного произведения. Не потому ли главным героем его последнего романа становится гонимый писатель, чья судьба так бесконечно похожа на судьбу самого Булгакова? Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа — «человек примерно лет тридцати восьми» — это возраст Булгакова в мае 1929 года. Интересно, что тридцать восемь лет Мастеру исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как он и его возлюбленная покинули Москву.
Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В «Мастере и Маргарите» критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате, предлагает «ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить… ее в печать». В 1934 г. Булгакову удалось опубликовать отрывок из «Бега». Кампания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 г. Кампания против произведения Мастера также приходится на осень 1928 года. В тексте указывается, что роман «был дописан в августе месяце», затем перепечатан, отдан редактору, читавшему его две недели, затем последовала публикация отрывка и разгромные статьи, после которых в «половине октября» Мастер был арестован.
Через три месяца, «в половине января», он оказался в клинике профессора Стравинского, поскольку был лишен средств к существованию. Еще один очень интересный момент многослойного романа Булгакова, помогающий лучше раскрыть эту тему, — взаимоотношения Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат — персона, облаченная властью.
По сути, он есть сама власть. А светлый Иешуа разве не такой же носитель истины, как художник? И разве писатель не творец, так же, как Господь?
В образе первосвященника Каифы мы можем найти черты классического литературного критика постреволюционной поры. Его задача — не допустить своего падения, ради этого он согласен отстаивать какие угодно взгляды, пусть и откровенно дьявольские. А разве Алоизий Магарыч не Иуда?
Понтий Пилат, наделенный властью земной, не в состоянии контролировать Иешуа и его мысли. Поэтому такая тоска и скука нападает на этого героя после казни Га-Ноцри. И томительное предчувствие Страшного Суда — суда времени — гнетет Понтия.
Пророчество писателя сбылось. И имена тех, в чьей власти было решать, жить или не жить литературе Булгакова, забыты всеми. А имя человека, чья судьба зависела от этих людей, навсегда останется в памяти человечества благодаря его делам. Ответа на вопрос о взаимоотношениях власти и Художника при своей жизни Булгаков так и не нашел.
Покорно перенося свою судьбу, великий русский писатель продолжал творить назло власти и во имя русской литературы. Только спустя годы мы все смогли оценить творчество Булгакова и понять, какого таланта могла не досчитаться мировая культура. Классика потому и классика, что призвана учить все последующие поколения. И нынче, во времена якобы свободы слова, мы можем видеть, что власть, пусть не впрямую, исподволь, пытается поставить запрет на творчество некоторых писателей, сжигать их книги на площадях.
И, кажется, будто не было у нас двадцатого кровавого века, или люди о нем забыли. И кажется, что «Мастер и Маргарита» написана зря. А может и не зря?
Может, просто власть со времен Понтия Пилата слепа и глуха. И если читает такие великие произведения, как «Мастер и Маргарита» Булгакова, то никаких уроков для себя не извлекает. Проблемы Мастера в романе разрешают высшие силы. Сам Господь посылает Воланда для спасения художника и его любимой.
Наверное, этим Булгаков хотел сказать, что судить Писателя суждено не власти, но Богу. Так давайте помнить об этом, покуда не сгорел в огне забвения великий текст «Мастера и Маргариты». А рукописи, как известно, не горят…
Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»