Проблема жанра «Анны Карениной»
На примере «Анны Карениной» хотим показать, как неправильное восприятие жанра художественного произведения может привести к ошибочному истолкованию его содержания.
Многие современники Толстого, даже такие, как М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов, с немалым удивлением восприняли начальные главы нового романа прославленного писателя. Странным казалось, что после «Войны и мира» Толстой пишет произведение с обычным, казалось бы, любовным конфликтом, что многие поступки героев, их рассуждения не выходят за рамки самых обычных, банальных ситуаций. Говорили так: «Да что же тут важного, особенного?
Все самое обыкновенное. Тут описывается любовь, бал — то, что тысячу раз описано. И никакой идеи!» Между тем, «Анна Каренина» — это Роман нового типа, который сам Толстой определил как «широкий, свободный», — очевидно, по аналогии с пушкинским «Евгением Онегиным» .
Как же можно определить жанр «Анны Карениной»? Это исторический роман? Нет, разумеется, хотя определенная эпоха в русской истории воспроизведена очень точно.
Роман семейно-бытовой? Тоже нет, хотя «мысль семейная» была для автора главной. Есть в «Анне Карениной» что-то и от социально-политического романа, ведутся там разговоры на философские темы…
А может быть, и не надо никаких уточняющих терминов? Просто классический русский роман, отражающий сложность межчеловеческих отношений, отличающийся глубиной не только психологического, но и социального анализа, многосюжетное произведение, в центре которого — напряженные нравственные искания героев. Просто роман.
Проблема жанра «Анны Карениной»