ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ «ЧАЙКА»
Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир за жизнь автора. Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было завершено в 1896 году. Сам автор определял ее как работу непривычную, работу вопреки всем правилам драматургии. «Чайка» — комедия, сюжет которой состоит из лабиринта увлечений и страстей, выхода из него нет, ведь нет выхода из ряда противоречивых человеческих чувств. Любовь в произведении — это печальные факты человеческих взаимоотношений, которые не имеют развития: учитель Медведенко любит Машу, Маша пылко влюбленная в Треплева, Треплев безнадежно страдает за Ниной, которая, в свою очередь, любит Тригорина. События двигаются мимо героев пьесы. Безусловно, Треплев и Нина могли бы сложиться в замечательную пару и быть счастливыми. Но она любит Тригорина. Ус и эти нелогичные взаимоотношения создают дисгармонию пьесы, которая из уникальной комедии-трагедии превращается в драму.
Драма «Чайка» пронизана атмосферой неблагополучия. Уний нет счастливых людей. Героям произведения не счастливит ни в большому, ни в наименьшему, все они неудачники. Атмосфера одинокости преследует каждого из героев. Учитель Медведенко не может говорить ни о чем, кроме материального благосостояния, ведь это проблема всех учителей того времени: «Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура». Маша откровенно рассказывает всем, что она несчастная: «А у меня такое слышал-ство, как будто я родилась уже давным-давно; жизнь свою я тащу волокном, как бесконечный шлейф… И часто не бывает никакой охоты жить». Ведь из первых актов пьесы понятно, что в ее атмосфере властвует общее недовольство жизням. Люди весьма поглощены собственными бедами, и потому они не слышат одно одного. Атмосфера произведения — это атмосфера сплошной психологической глухоты. И на фоне этой атмосферы — чайка-символ, который приобретает разные значения, по-разному живет в души молодых героев пьесы — Треплева и Нины. Нина после всех своих несчастий начала ощущать себя чайкой, которую от скуки подстрелил человек. Словом чайка она подписывала свои письма, когда потеряла веру в жизнь. Но Нина — человек сильный, человек, который умеет бороться и мечтать: «Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока я живую здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы…».
Если Треплев к последней мытые в отчаянии: «…я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и ком это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание».
Герои «Чайки» не могут пробиться одно до одного, так как разговаривают лишь для себя:
«Аркадина. Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, к сим порам глава кружится!
М а ш а. Тридцать четыре.
А р к а д и н а. Студенты овацию устроили… Три корзины, два венка и вот… (Снимает с грудь брошь и бросает на стол.)
Ш а м р а е в. Да, это вещь…
М а ш а. Пятьдесят!..
Д о р и. Ровно пятьдесят?
А р к а д и н а. На мне был удивительный туалет… Что-Что, а уж одеться я не дура.
П о л и н а А н д р е е в н а. Константина играет. Тоскует, бедный».
Судьбы героев, несмотря на их внешние и внутренние расхождения, перекликаются, сливаются в едином звучании, из многих и отголосков вырастает единая судьба и единое для всех расположение духа. Возможно, именно это расположение духа привело к гибели Треплева. В пьесах Чехова приглушенные конфликты, отсутствующее четкое распределение героев на положительных и отрицательных. Зло в пьесе «Чайка» растворилось в будничной жизни героев, поэтому виновника всех неудач не найти. Но самое главное, что в «Чайке» А. П. Чехов открыл новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании жизненных противоречий. В произведении появился «подтекст». Автор бросает свое зрение в будущее, а как и завершение человеческих судеб, у него нет… В этом заключается вся суть чеховской драмы «Чайка».
ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ «ЧАЙКА»