Проблематика драмы Г. Ибсена «Кукольный дом»
Норвежский писатель, зачинатель европейской новой драматургии. Жизнь его была нелегкой: еще в детстве он испытывал материальные нужды (отец обанкротился, и Генрик с 8 лет работает учеником аптекаря). Свою первую пьесу написал в 20 лет, она создавалась в свободное от работы время — ночью. Пьеса успеха не имела, но Ибсена заметили, и уже в 23 года ему (к тому времени студенту университета) предлагают стать директором Норвежского театра в Бергене.
Благодаря деятельности Ибсена утверждался новый тип театра, им были выдвинуты современные эстетические принципы: актуальность проблемы, сближение драмы с жизнью, показ событий через интеллектуально-аналитическое осмысление, принцип открытого финала. Открытый финал, или же незавершенная концовка, представленный в пьесе «Кукольный дом» (1879), где развязка (финал) по сути, является постановкой нового вопроса, конфликт не решается, а обостряется. Так Ибсен старался приблизить театральное искусство к жизни, пригласить зрителя к дискуссии в решении актуальных проблем.
Генрик Ибсен — известный норвежский драматург, которого, прежде всего, интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должна сохранять при любых обстоятельствах.
«Кукольный дом» является одним из известнейших произведений Ибсена, в котором вытекает проблема самопожертвования ради любви. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись во время вынужденного обмана. Драматург старался таким образом разобраться в механизме супружеского и семейного счастья, ведь именно от этого зависит судьба общества.
Главная героиня «Кукольного дома» Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужу и детям. Она верит, что в ее семье властвуют мир и любовь, так как они с мужем по-настоящему любят друг друга. Именно ради любимого мужа Нора восемь лет тому назад подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять деньги у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжелобольного мужа. Свой поступок она сохранила в тайне. Утром долг был отдан. С этого момента начались страдания Норы. Крогстад — человек не весьма высоких моральных качеств — начинает шантажировать Нору. Он хочет путем шантажа занять высокую должность в банке Торвальда — мужа Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Узнав о долге Норы, муж начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом сплетен, обвинений и скандалов. И вдобавок Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой как с действительной преступницей.
«О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет… она, моя радость, моя гордость… была лицемерная, лживая…, какая бездонная пропасть грязи, представление!»
Торвальд стремится сохранять внешнюю благопристойность. Жена словно перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация решается сама собой: поняв, что поступил совсем непорядочно, Крогстад отказывается от своих домогательств, уверяя, что ничто не угрожает Норе и Торвальду. Торвальд счастливый, однако, Нора уже не такая. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Дом, построенный на неправде и заблуждении, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается оставить семью. На вопрос встревоженного Торвальда, возвратится ли она, звучит решительный ответ:
«Для этого должно свершиться чудо из чудес, чтобы общая жизнь по-настоящему стала браком». Торвальд старается удержать Нору, напоминая ей о так называемой «обязанности перед мужем и детьми». Нора отвечает, что она не только мать семейства, но «прежде всего человек, такая же, как и ты, — или, по крайней мере, должна стать человеком». Своей драмой «Кукольный дом» Генрик Ибсен раскрыл глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных учреждений, требуя максимальной эмансипации женщины.
Проблематика драмы Г. Ибсена «Кукольный дом»