Проблематика и художественное своеобразие поэзии Арагона
Луи Арагон Родился в Праиже. Он учился в парижском лицее, затем получил специальн6ость врача. В конце первой мировой войны Арагон в армии. Во время войны он пишет и публикует первые стихотворения, примыкает к дадаизму, затем становится одним из виднейших представителей сюрреализма во Франции. После оккупации Франции гитлеровцами Арагон включился в движение Сопротивления.
На юге Франции он становится одним из организаторов нелегальной антифашистской печати, в частности подпольного издательства «Французская библиотека».
В противоположность нигилизму периода сбрреалистических увлечений Арагон теперь утверждает необходимость национальной, связанной страдицией поэтической формы — доказывает «национальный характер рифмы», пишет статью о «рифме в 1940 году». Образ Родины возникает в «Рана в сердце» 1941 г., «Глаза Эльзы» 1942 г. В них преобладает проходящая через все творчесвто Арагона тема любви. Перед нами драма разлученных, тоскующих влюбленных — драма эта не скрывает, и иллюстрирует драму страны, ввергнутой в пучину войны. «Сирень и розы», «Ночь Дюнкерка»: трагедия поражения нашла в Арагоне своего эпического поэта. Арагон создает образ попранной войной красоты — «Июнь, заколотый кинжалом»
…И розы, море роз вдоль пройденных шоссе.
Цветы…
Не верилось, что рядом с ними люди
Под ветром паники бегущие войска,
Безумие машин, ирония орудий,
Отчаянье и страх, лохмотья и тоска…
Стихи о «ране в сердце» — стихи о мужестве. Здесь господствует страдание и зло, но нет оттенка покорности, есть бесчисленные горести, и есть сопротивление им, воплощенное в неодолимой любви, в силе человеческих чувств, которые нерастоптаны, сохранены, утвержедны, а потому «Смерть уступает любви», «любовь жива и Франция живет». В сборнике «Глаза Эльзы» много стихотворений, которые насыщены именами из прошлого, фактами национальной истории как форма утверждения «лирического герпоя» в конкретно-национальном облике».
Поэзия в трагических стихах начала войны — еще одно пристанище, еще один источник веры и мужества: «хоть ночь еще темнее, пленник может сложить песню», а эта «чистая как свежая вода» песня поднимается высоко и все ее услышат, как слышат они песнь Ричарда Львиное Сердце «Паноптикум» 1943 г. — переходное произведение от трагических сборников к стихам о борьбе, о сопротивлении. Враги стали экспонатами Паноптикума, музея, где выставлены для обозренич восковые изображения безобразных уникумов — в самом этом образе уже заключено иное, чем в первых стихах, отношение к врагу. Поэт смеется над врагами.
Враг скорее смешон, чем страшен.
Арагон создает сатирические портреты гитлеровских палачей и их угодливых приспешников. Над всеми муками в финале поэмы доминируют слова: «Я славлю Францию мою». Эти слова повторяются настойчиво, как клятва, как акт мужества, акт слияния поэта с отчизной, ее народом.
Затем наступила заря, добытая в тяжелой борьбе — активное и героическое сопротивление Франции отразил сборник «Французская заря» 1943-1944 гг.
Достоинство и сила поэзии Арагона в слиянии поэта и его лиричсекого героя, в личном переживании и непосредственном выявлении героизма борьбы. Когда поется «Песнь франтирера», то слышится голос самого поэта, рядового партизанской армии, а в «Рекруте ста деревень» это Арагон повторяет со всеми рекрутами:
Моя надежда, прощай, мой край,
Прощайте, травы, хлеба, поля,
Прощай, виноград, что вырастил я,
О Франция, край мой родной, прощай
Проблематика и художественное своеобразие поэзии Арагона