«Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании»
«Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании»
Перлов И. Р.
Современное общее среднее образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня невозможно найти среднюю школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. А, поскольку образование вышло за пределы отрасли, то можно говорить о наличии «образовательных» направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь.
Информационные технологии способны существенно повысить эффективность вне учебной деятельности школьников. Очень часто данная область, традиционно не привлекающая должного внимания со стороны учителей и учащихся, становится более приоритетной при условии полноценной информатизации образования.
Использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности школьников.
Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это порождено дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере общего среднего образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.
Поскольку роль учителя и требования к его квалификации претерпевают значительные изменения, принципиально важно предоставлять поддержку не только учащимся, но и учителям. В сферу образования вторгаются все новые и новые технологии, которые могут найти применение в образовании и сделать его более эффективным, но ни одна из них не была специально разработана для целей обучения. На повестке дня стоит чрезвычайно масштабная и сложная задача — адаптация новых инструментов для нужд образования, их апробация и внедрение.
Такие проекты, как «1 ученик — 1 компьютер», «Покетбук или Электронные учебники» требуют очень серьезного финансирования. Решить эту проблему за счет средств родителей — не получится, а образовательным учреждениям не выделяются средства на инновации в сфере образования.
Сегодняшним и будущим преподавателям довольно сложно перейти на новые формы работы, поскольку их обучение осуществлялось традиционными методами, и у них нет собственного опыта использования таких методов на практике.
Определим основные проблемы внедрения ИК — технологий в систему общего среднего образования и варианты их решения.
1. Устаревшие учебные программы, учебники. Необходим пересмотр содержания учебных программ и издание новых учебников.
2. Отсутствие необходимого программного обеспечения и средств на его приобретение. Необходимо, в соответствии с содержанием учебных программ, осуществить централизованную поставку необходимого программного обеспечения, либо Министерству договориться с компаниями-разработчиками по решению данной проблемы.
3. Отсутствие современной нормативной базы по использованию компьютерной техники. Старые требования СЭС, норм по списанию, пожарников, МЧС и т. д. Необходимо осуществить пересмотр требований, положений и инструкций
4. Низкий уровень подготовки учителей информатики. Педагогические ВУЗы основной упор делают на методику преподавания, а не на практические навыки и техническую подготовку. Необходимо предусмотреть возможность подготовки по второй специальности — учитель информатики в технических Вузах
5. Отсутствует подготовка по вопросам использования ИКТ у учителей-предметников. Отсутствие необходимой системы переподготовки и повышения квалификации. Организовать постоянно действующие курсы и он-лайн консультации.
6. Уровень компетентности руководителей образовательных учреждений по использованию ИКТ на низком уровне. Выработать единые требования по уровню компетентности для руководителей и ввести их в функциональные обязанности.
7. Отсутствие нормативных документов и юридической подосновы по внедрению дистанционного образования в школах. Разработать и принять необходимые законы и положения.
8. Отсутствие в школах лиц, ответственных за внедрение ИКТ в образовательный процесс, работоспособность и сохранность компьютерной техники. Необходимо ввести дополнительные штатные единицы — заместителя директора по ИКТ и инженера-электронщика в каждую школу.
9. Отсутствие единой политики и требований в вопросах внедрения ИКТ. Создание единых информационно-образовательных порталов для каждого региона, с дальнейшей их интеграцией в республиканский портал. Создание единой информационно-образовательной сети для каждого региона, с дальнейшей их интеграцией в республиканскую сеть.
10. Совместная работа школы и Вуза. Создание баз практики для студентов старших курсов на базе школ. Координация учебных планов школ и Вузов по организации и прохождению педагогической и других видов практики
11. Отсутствие республиканского финансирования в крупных городах приводит к появлению местных программ, которые могут идти вразрез с программами Министерства образования. Нет единой политики в воспитании и образовании в различных регионах Украины. В сельских школах за счет субвенций государства приобретается ежегодно компьютерная техника, которая лежит мертвым грузом и не используемая, которая уже морально устарела.
В школах г. Одессы — бесплатный, круглосуточный Интернет. Создана глобальная городская информационно-образовательная сеть. Каждая школа имеет собственный веб-сайт.
В школах созданы локальные сети. Компьютерная техника, интерактивное и мультимедийное оборудование… Каким образом поддерживать все это хозяйство в рабочем состоянии? Кто и как будет администрировать веб-сайты?
Кто и какими средствами обеспечит безопасность детей в Интернете? Опять учитель информатики? Нет, конечно.
У учителей информатики нет необходимого, специализированного уровня подготовки. Для решения этой проблемы необходимы, как целевое финансирование, так и технически грамотные специалисты в каждой школе. Все эти проблемы можно решить. Одесса — единственный город в Украине, где за счет местного бюджета введены ставки инженеров-электронщиков . А раньше во всех школах, независимо от количества технических средств, была ставка инженера по техническим средствам обучения.
Мы считаем, что эту ставку необходимо вернуть в систему общего среднего образования. Пока не будет необходимого и достаточного финансирования сферы образования — все наши потуги — пустые разговоры! Пока учителя и администрация школы не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИКТ и более того, на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИКТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.
В 2008 управление образования и науки Одесского городского совета разработало «Обязательный минимум базовых знаний, умений и навыков для директоров и заместителей», организовало постоянно действующие курсы. Был издан приказ и проведена проверка уровня компетентности по вопросам применения ИКТ в образовании всех директоров и их заместителей. В 2009 г. была проведена проверка уровня знаний и умений заместителей директоров по работе с «Автоматизированной системой «ШКОЛА». Управление образования и науки Одесского городского совета плодотворно сотрудничает с Вузами города Одессы по вопросам внедрения ИКТ.
Так, совместно с Одесской Государственной Академией холода нами разработаны и введены в эксплуатацию во всех школах города программы «Автоматизированная система «ШКОЛА», «Рейтинг», «Библиотека», «Кадры». Одесская Национальная Академия связи им. А. С. Попова устанавливает во всех школах аппаратно-программный комплекс по фильтрации нежелательного контента на proxy-серверах.
Студенты старших курсов будут проходить практику в школах города. Управление образования и науки Одесского городского совета закрепило школы города, как базы практики для студентов старших курсов. Это школы, где достаточно высокий уровень развития ИКТ и достаточное количество компьютерной и другой техники.
Управление образования и науки Одесского городского совета предлагает в технических ВУЗах, наряду с профильной подготовкой, организовать подготовку учителей информатики, либо в дипломах указывать двойное назначение, как было раньше в классических университетах: физик, преподаватель физики.
Администрация и учителя школ — «эмигранты» в мире информационных технологий, а ученики — «аборигены». Только тотальный всеобуч всех участников образовательного процесса способен сегодня сделать чиновников, учителей и администрацию школ «аборигенами» в мире ИКТ. Нужна реформа системы общего среднего образования.
Необходимо разделить школы І, ІІ и ІІІ ступеней. Мы считаем, сколько учащихся приходится на один Персональный компьютер. Вдумайтесь, на Персональный компьютер.
А сколько людей пользуется одной Персональной зубной щеткой?
С ростом числа компьютерной и другой техники в школах, возникает проблема электрической проводке и по нехватке лимитов на электроэнергию. Как она решается? Никак.
В образовании не хватает профессионалов. В школах не хватает мужчин. А одна из главных проблем — мизерная оплата труда. Профессия учителя перестала быть престижной. И от отношения ГОСУДАРСТВА к учителю зависит будущее этого ГОСУДАРСТВА!
Образование невозможно без высококвалифицированных, преданных делу и заинтересованных учителей, которые играют ведущую роль в процессе обучения. Необходимо реализовать главный, на мой взгляд, принцип: «ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ — К РАЗВИТИЮ УКРАИНЫ»
«Проблемы внедрения ИКТ в общем среднем образовании»