Проект «ЛИГА»
Р Асскажу об одной идее, которая помогает мне приобщать школьников к чтению. Очень люблю интегрированные уроки с включением разных предметов учебного цикла — всегда замечала, что именно такие вставки в урок особенно интересны учащимся. Так возникла идея создания целого Проекта «ЛИГА» . Лига — это союз, объединение, в том числе и учебных дисциплин:
Л — Литература, лексика… И — История, ИЗО… Г — География, геометрия…
А — Алгебра, астрономия…
Объяснив это школьникам, предлагаю следующее литературное произведение изучать «по ЛИГЕ», то есть рассмотреть с точки зрения всех возможных зашифрованных в нем учебных дисциплин.
Наши проекты «Лига» собраны в целые отдельные книги, особым образом оформленные . Их всегда внимательно рассматривают приходящие ко мне на уроки ученики всех классов. Они постоянно спрашивают, каким будет следующий проект, по какому произведению.
Оказалось, вместо того чтобы заставлять учащихся прочитывать книгу, их надо просто попросить самим написать ее…
Вот несколько примеров.
М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Л — Литература: «Элементы сказки и были».
И — Исследования: «Уроки Пришвина», «Торф как ценный источник горючего», «Лесные ягоды в сказке-были и особенности их произрастания», «Сосны и ели в сказке-были», «Гончая собака как группа пород охотничьих собак».
И — ИЗО: «Мое видение образа Насти и Митраши», «Гончая собака в сказке-были», «Хозяйство Насти и Митраши», » Дом Насти и Митраши».
Г — География: «Карта-схема расположения Блудова болота».
А — Астрономия: «Как найти путь в лесу по небесным светилам?»
«Образ журавля в литературе»
Л — Литература «Образ журавля в стихотворениях русских поэтов» .
И — ИЗО: рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением журавлей.
И — Искусство оригами: «Журавлик».
И — Исследования по биологии: «Журавли — род птиц журавлеобразных», по экологии: «Журавль — краснокнижник», «Они нуждаются в защите».
Г — География: «Места обитания журавлей в России» , сообщения о местах обитания серого журавля, красавки, канадского, белого, даурского, черного, маньчжурского и японского журавлей.
А — Авторская песня: Петлюра. «Журавли, вы опять прилетели», песня ученицы 8-го класса «Журавлиная проблема»; аудиокассета с записью «голоса» журавлей, песни: «Журавли» Я. Френкеля и Р. Гамзатова, «Песня об учителе».
«Слово о полку Игореве»
Л — Лексика: «Устаревшие слова в «Слове…»».
Л — Литература: «Стрибог в «Слове…»», «Образы Карны и Жели в «Слове…»».
И — ИЗО: «Загадка обложки», иллюстрация «Плач Ярославны», «Мое восприятие образов Карны и Жели в «Слове…»».
И — История: «Происхождение Бояна», «Отношения северян со степными кочевниками», «Личность Кончака», «Личность Игоря», «Личность Владимира», «Тмутараканское княжество», «Половцы как народность в «Слове…»», «Поход Игоря», «Русская земля в годы создания «Слова…»».
Г — География: «Чернигово-Северское княжество в конце XII века», «Половецкая земля», «Река Дон в «Слове…»», «Города: Новгород, Курск, Чернигов, Тмутаракань в «Слове…»».
А — Алгебра: «Экономическое положение славян в XII веке».
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Л — Литература: «Сантьяго-рыбак», «Значение снов старика в повести», «»Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Старик и море» Э. Хемингуэя», «Синквейны по книге В. П. Астафьева «Царь-рыба» и по повести Хемингуэя «Старик и море»».
И — Имя: «Тайна имени главного героя».
Г — География: «Куба — родина Старика».
А — Алгебра: «Расчет стоимости продуктовой корзины Старика».
P. S. Все задания придумываются и находятся ребятами самостоятельно. В книгах, созданных школьниками, каждому в классе отводится один стандартный лист А4, на котором он и размещает найденный материал. Все листы по порядку скрепляются, пишется содержание, указывается авторство каждой работы.
По замыслу оформителя все помещается в специальную папку , готовится обложка, отдельно пишется содержание. Очередная книга из серии «ЛИГА» готова.
Т. В. Роман ова, Хабаровский край, Ульчский район, п. Циммермановка
Проект «ЛИГА»