Профессия — репортер
Все началось с того, что, читая «Трех Толстяков» Олеши, мы обсуждали разницу между словами «мятежники» и «восставшие». Речь пошла о том, что герои бывают не столько «положительными» или «отрицательными», сколько «любимыми» и «нелюбимыми» автором. И как это часто бывает, Дети сами подсказали мне тему домашнего задания.
Итак, есть Некое событие , и о нем рассказывают гимнаст Тибул, оружейник Просперо, артисты балаганчика, рудокопы, министры, придворные, воспитатели, сами три Толстяка… Одинаковыми ли получатся их рассказы? Как они будут отличаться?
Нужно написать две газетные статьи , в одной восстание должно быть изображено его сторонниками, в другой — противниками.
Удивительно то, что тут же возник разговор об объективности освещения событий в прессе, о журналистской этике и прочем . Правда, за окнами был ноябрь, страна готовилась к парламентским выборам… Еще один повод задуматься над тем, что дети проникаются нашими «взрослыми» размышлениями и сомнениями в значительно большей степени, чем мы думаем.
Что получилось? На следующем уроке они читали свои статьи, и нужно было угадать, какой из враждующих сторон они сочинены. (Здесь в скобках скажу отдельно о том, что пробковый стенд, как выяснилось — замечательная вещь на уроке литературы. Дети читают Сочинения, отзывы и тут же, прямо на уроке, вывешивают их на стенд.
Времени это почти не занимает, а к концу занятия «грубо, зримо» возникает результат общей работы: можно подойти, почитать, после уроков показать родителям. Оказалось еще, что очень хорошо не просто просить выучить стихотворение на ту или иную тему, а предложить написать его на листке, проиллюстрировать или оформить каким-либо иным образом. На уроке ученик читает приготовленный текст наизусть и сразу же располагает его на стенде. И снова к концу урока у нас целый стихотворный сборник, который можно перечитывать, разглядывать, сколько хочется.)
Вот примеры сочинений-репортажей.
— «Горстка сброда , науськанная изменниками и предателями, предприняла сегодня попытку штурмовать дворец. Разумеется, мятеж был подавлен». Газета «Сливки общества».
— «Наши доблестные гвардейцы храбро защищали дворец от разбушевавшейся толпы. Есть и печальные новости: один из солдат, предавший свой долг, застрелил командира. Позор!» Газета «Три Толстяка».
— «Из интервью, полученного нами сегодня от уважаемого жителя города Раздватриса, стало понятно, что над городом летают НЛО, которые собираются атаковать горожан. Следите за сводками новостей!» Газета «Благонамеренный житель».
— «Мятеж, поднятый неблагодарной толпой против законной власти трех Толстяков, подавлен. Оба главаря обезврежены. Гимнаст Тибул убит, оружейник Просперо посажен в клетку. Нашему правительству приходится идти на крайние меры, чтобы защитить народ от опасности.
Все мятежники будут казнены!» Газета «Придворные новости».
— «Разъевшиеся обжоры засели в своем дворце и надеются спрятаться от нашего гнева. Не верьте слухам, что народный защитник — гимнаст Тибул убит! Вас пытаются запугать». «Народная газета».
— «Сегодня сотни лучших людей поднялись против несправедливой власти трех Толстяков. Гвардейцы переходят на сторону народа. Победа будет за нами!» Газета «Горожанин».
— «Всем, кому неравнодушна судьба народа, присоединяйтесь к нам — борцам за справедливость! Да здравствует народ!» Газета «Вперед!».
Не могу удержаться и приведу еще один отрывок особого рода.
— «Господа разбушевавшиеся рабочие! Не втягивайте зверей из зоопарка в свои разборки! Они-то тут при чем?» Газета Общества защиты животных.
Профессия — репортер