Профессия учитель (сочинение)
Профессия учитель — сочинение о качествах, определяющих одну из самых древних и уважаемых на Земле профессий. Учитель, по мнению автора, — не только передатчик знаний по преподаваемым предметам, но и пример служения профессии, подвижничества. Профессия учитель предполагает высочайшую степень ответственности и зачастую требует самоотверженности — так рассуждает автор сочинения, приводя примеры из жизни выдающихся людей. По утрам ребята спешат в школу.
Я наблюдаю за ученическими ручейками, торопливо вливающимися в школьную дверь, отмечаю взглядом учительницу, которой дети уступают дорогу. Думаю внезапно: «А может ли быть иначе?» Мысль причудливо поворачивает на сто восемьдесят градусов, заставляя представить себе все, что заключено в таком привычном, повседневно-будничном — и, однако, таком безмерно-важном в общечеловеческом смысле понятии «учитель»…
Конечно, первоначальное, первородное назначение учителя — учить. Учить предмету, которым владеет. А «дети в школу ходят учиться» — истина, известная даже детсадовцу. Поэтому необходимо, чтобы учитель знал свой предмет как можно лучше и умел это свое знание передать ученикам… В какой-то степени, учитель — это передаточное звено, преобразователь информации. От сложного к простому, от хаотичного к системному и гармоничному. Учитель, владеющий знанием, становится настоящим наставником подрастающей личности, определяя дальнейшее отношение маленького человека к предмету, иногда — выбор им профессии. И именно о таких учителях как о самом важном явлении свой школьной жизни помнят многие взрослые люди — испытывая благодарность, восхищаясь профессионализмом, осмысливая вклад в судьбу.
Тому много примеров из жизни известных. Софья Васильевна Ковалевская, выдающийся математик, в своих воспоминаниях пишет: «Первоначальным систематическим обучением математике я обязана И. И. Малевичу».
Интересно, что воспоминания родственников Софьи Ковалевской сохранили как факт полное отсутствие у нее интереса к математике в начале обучения и — только лишь через четыре месяца занятий с Иосифом Игнатьевичем Малевичем — явное удовольствие от этого предмета. Василий Макарович Шукшин, русский писатель, сообщает в своей биографии, что с выбором книг для чтения ему помогала ленинградская учительница. Биографы Шукшина утверждают, что «ленинградская учительница» — Анна Павловна Тиссаровская — оказала на него сильнейшее влияние, привив вкус к хорошей литературе.
…Детство — чудесная пора, беззаботная, радостная, свободная. Но именно там, в детстве, закладываются основы отношения к жизни, формируется мировоззрение. Это ведь только в сказках легко: «Как родился, так и в дело сгодился». А в жизни?
В жизни путь к делу извилист и тернист. И порой не так важен предмет, преподаваемый учителем, более существенно — какие духовные ценности утверждает самим фактом своего присутствия в жизни ученика. Так и получается, что учитель — самый поучительный предмет в школе. Через тесное общение с учителем, внимая похвалам и порицаниям его, ученик вырабатывает собственные жизненные установки, осознает необходимость труда.
Вера Борисовна Смирнова, учившая в начальных классах Дмитрия Медведева, вспоминала, что была по молодости лет (Дмитрий Анатольевич учился в самом первом ее выпуске) очень строгой, оставляла грозные записи в дневниках Медведеву: «Пиши красиво!», «Старайся!» Будущий политик тогда каждый день стал исписывать по тетрадке, причем стремился копировать почерк своей учительницы. Она вспоминала позднее, что отвечала на бесчисленные вопросы «маленького почемучки», читая ночами дополнительную литературу; но, видимо, было что-то еще, кроме почерка, кроме ответов, что оставило след в душе будущего Президента. Спустя годы Дмитрий Медведев пригласил свою первую учительницу на инаугурацию; внимательно следил за ее судьбой.
Когда она заболела — помогал ей. Значит, не возненавидел за «мучительство», понял и принял важность вклада в свою личность Нина Васильевна Коротенкова учила первого космонавта мира — Юрия Алексеевича Гагарина. Она доверяла ему проверять тетрадки первоклассников, иногда даже разрешала ставить оценки, что, безусловно, было особым поводом для гордости собой у маленького мальчика.
Гагарин позже написал в своей книге «Дорога в космос»: «С нами занималась учительница Нина Лебедева, внимательная, начитанная…» Спустя 16 лет в Кремле состоялась встреча первого космонавта и учительницы. Нина Васильевна очень волновалась, боялась, что не узнает ее ставший знаменитым ученик.
Напрасно: именно с ней рядом стоит Юрий Гагарин на групповом снимке. Валентин Григорьевич Распутин, писатель-классик, дал имя своей настоящей учительницы французского Лидии Михайловны героине рассказа «Урони французского». Реально существующая Лидия Михайловна не совершала многих поступков, описанных в произведении — не играла в «чику», в «замеряшки», не присылала макарон. Однако Валентин Распутин помнит запомнил, что ее поступки делались для ее учеников «уроками доброты». Получается, предмет, который преподает учитель — русский, литература, математика, география, французский — не так уж и важен?
Потому что самым поучительным предметом является сама личность учителя. И внимательность и чуткость Юрия Гагарина, педантичность и трудолюбие Дмитрия Медведева, духовная стойкость и независимость Валентина Распутина преподали им в их детские годы учителя, ставшие преподавателями самого трудного предмета — жизни. Профессия учителя предполагает величайшую ответственность.
Ответственность за сказанное слово, за качество преподавания, за поступки, за судьбы учеников. Учитель воспитывает ребенка не только на уроках, он воспитывает каждым своим действием. Альберт Лиханов, детский писатель, Председатель Российского Детского фонда, описывая свою учительницу Аполлинарию Николаевну Тепляшину, рассказывает, как она на уроках раздавала детям витамин С — каждое утро, каждую зиму, всю войну — «спасала и спасала нас от цинги». А когда после войны она получила орден Ленина — Сталин давал их лучшим учителям за 20 лет службы — и деньги, которые полагались к награде, Аполлинария Николаевна покупала на них витамин в аптеке, добавляя, когда они кончались, из своей зарплаты.
«Для меня ясно, что звание педагога, его профессионализм необходимы, важны, но не они есть высшее достижение и истина… Ведь вера в лучшие начала человека, духовность в высоком смысле слова сохранились благодаря в том числе учителям», —
Пишет А. Лиханов. Кто-то скажет:
«Это было давно. Вот сейчас такого нет». Но и в наши дни духовная суть учительства не изменилась. Трагедия в Беслане, когда террористы захватили среднюю школу № 1, унесла жизни 13 учителей… Учитель труда Александр Михайлович Михайлов защищал мальчишек и был расстрелян из автомата. Учительница осетинского языка Алена Дзуцева, когда ее выбросило взрывной волной во двор, вернулась к ученикам… Ее придавило обвалившейся крышей…
74-летнему учителю физкультуры Янису Константиновичу Каниди террористы предложили покинуть школу («Мы не воюем со стариками!»), но он не ушел, вступался за каждого ребенка, а когда дула направлялись на детей, закрывал их своим телом. Яниса Константиновича застрелили…
Учителя погибли, потому что не могли оставить беззащитных, поступить против совести. Те идеалы, которые они провозглашали на уроках, заставили их пожертвовать собой. Каждый из тринадцати погибших жизнью подтвердил соответствие профессии учитель…Но лучше бы не было в истории педагогики столь жестоких испытаний на прочность!.. …По утрам ребята спешат в школу.
Сегодня и всегда на пороге класса встречает их учитель — пример поведения, единства слова и дела, воплощение незыблемости нравственных ориентиров. Это его слова повторяют дома родителям и во дворе друзьям…Это он не имеет права на ошибку, потому что на него смотрят — испытующе, требовательно, серьезно — растущие люди. Испокон веков этим словом называли людей, передающих ученикам знания, взгляды и убеждения, указывающих им путь в жизни.
И да будет так!
Профессия учитель (сочинение)