Программа 8 и 9 класс
Программа предлагает научиться писать произведения таких жанров:
— произведение — описание местности (на основе личных наблюдений и впечатлений);
— произведение — описание памяток истории и культуры (на основе личных наблюдений и впечатлений);
— произведение — раздумье на морально-этические и общественные темы (в публицистическом стиле);
— произведение — рассказ на основе услышанного;
— сообщение на темы о языке, которые требуют сопоставления и обобщение материала (в научном стиле).
Объем произведения в 8-9 классах: 2-2,5 страницы в классах на украинском языке обучения и 1,75-2 страницы в классах с на русском языке обучения. Произведение-Описание местности имеет такие особенности:
1) необходимость знания архитектурных сроков;
2) уточнение места, откуда ведется наблюдение, времени пор, поры года, погоды;
3) описание площади ведется по кругу (слева направо или наоборот);
4) описание большей частью подчиняется цели, с которой его вводят в художественный текст;
5) описание местности в художественном стиле требует соответствующей лексики, которая выражала бы общее впечатление.
При написании произведений ученики должны использовать сроки из географии, искусствоведения (живописи, архитектуры, музыки, скульптуры и др.), общественно-политической жизни, из морально-этических проблем. Например, произведение-описание местности может включать такие понятия, как застройка, планирование, государственные учреждения, общественные учреждения, архитектурный стиль, площадки, газоны, пейзаж, окраина, микрорайон. В описании местности можно выделить такие виды, как городской пейзаж, сельский пейзаж, индустриальный пейзаж; описание моря, гор, леса, поля, реки, любой местности; описание улицы, площади, части города, села, окраины. При этом уместное употребление художественных средств: эпитетов, сравнений, метафор и другихизобразительных средств. Произведение-Описание памяток истории и культуры также требует специальных знаний и употребление соответствующей лексики. Что можно описать? Старинную книгу, картину, икону, ювелирное изделие, изделие народного искусства, памятник, храм, здание, что является исторической памяткой и предохраняется законом.
Итак, восьмиклассник должен знать и употреблять в своем описании такие слова, как реликвия, раритет, оправа, переплет, эмаль, застежка, шрифт, устав, нА-полуустав, техника выполнения, лик, очертание, фолиант, орнамент, миниатюра, реставрация, оригинал, копия, фреска, иконостас, шаблон, формат, титульный лист, репродукция, масло, колористика, светотень, пропорция, композиция, гармония, передний план, задний план, фон, статуя, стела, обелиск, постамент, фасад, профиль, анфас, выступление, колона, пилястр, пилон, аркада, пояс, карниз, фронтон, балкон, интерьер.
При описании истории или культуры возможное воздержанное употребление разных художественных средств.
Произведение-Описание памяток истории и культуры включает такие сведения:
1) чем обусловленное появление произведения-описания;
2) название памятки (памятника или здания) и ее местонахождение;
3) цель сооружения;
4) описание памятки;
5) мысли и чувство автора (на основе увиденного или услышанного).
Общий план описания памятника.
1. Указать, что он собой представляет (статуя, стела, обелиск).
2. Сведения об авторе.
3. Информация о лице, которого установлен памятник.
4. Общее впечатление от памятника (основное в скульптуре не форма, а духовный мир человека, которого поставлен памятник).
5. Описание самой скульптуры и постамента (материал, размер, где установлено, как соотносится с местностью).
6. Общая оценка и значения для истории культуры народа.
Общий план описания здания.
1. Общее впечатление от здания.
2. Центральный фасад, его членение согласно этажам.
3. Профиль здания (очертания на фоне неба) создают вертикальные и горизонтальные членения: вертикальные — выступления, колоны, пилястры, пилоны, аркады, горизонтальные — пояса, лоджии, карнизы, фронтоны, балконы.
4. Группирование окон, оформление портала (центрального входа).
5. Здание как часть архитектурного ансамбля города.
В произведении-раздумье употребляются такие словосочетания, как: я думаю, я считаю, по моему мнению, на мое глубокое убеждение, по-моему, вопреки общепринятой мысли, несмотря на упроченные нормы, морали (поведения). Необходимо также владеть лексикой, которая поможет осветить общественно-политические (общественный порядок, общественность, парламент, правительственные структуры, власть, местное самоуправление, конституционные права и обязанности, верховенство закона, политика, стратегия, суверенитет, независимость, демократия, рыночная экономика, регионы, экология, современные технологии, компьютеризация, согласие, примирение, судебные органы, судопроизводство, средства массовой информации и др.) и морально-этические проблемы (мораль — это истема норм и принципов поведения людей в отношении один до одного и к обществу; этика — наука о морали; нормы поведения, совокупность моральных правил, честь, порядочность, благородство, верность, преданность, дружба, любовь, уважение, положительные, отрицательные черты, недостатка характера, характера, поступки, ответственность, толерантность, терпимость и др.).
Программа 8 и 9 класс