Мировая литература знает немало образцов любовной лирики. Вспомним сонеты Петрарки, поэзию Пушкина, неповторимую «Завядшую листву» И. Франко, поэзию А. Малышко, В. Сосюры. Тема любви, мучительной, страстной, драматически острой — одна из характерных для Д. Павлычко.
Увлечение женской красотой, пылкое сожаление по утраченной любви, требовательность в любви — такие чувства пронимают цикл поэзий «Благоухание хвои», эта тема позднее будет более глубоко разработана в сборнике «Тайна твоего лица». Любовная лирика поэта страстная, преисполненная нежности, эмоций. Животворная сила любви, которую воспевает Д. Павлычко, воспитывает нового человека, побуждает к новым свершениям, делает благороднее, чище, возвышает в помыслах и делах. Д. Павлычко не придумывает какой-то нереальной любви, хотя она у него — как Божество, преисполненное обольщения и тайн и обращены к ней слова-мольба:
Появись, благослови, согрей, Если ты есть, если ты есть!
Яркая образность, свежая, небудничная поэтическая мысль, изображение чувств лирического героя — об этом речь идет в небольшой поэзии «Звонит в звездах небо чистое…». Поэзия Д. Павлычко не повторяет художественных приемов его предшественников. В традиционную тему любви поэт вносит новые психологические оттенки, которые мы ощущаем, читая поэзию «Когда мы шли вдвоем с тобой…» Это произведение заставляет нас задуматься над прекраснейшим из человеческих чувств, которым необходимо дорожить.
Влюбленный юноша в отчаянии, так как самый дорогой для него человек невероятно безразлично, как будто сорняк, топчет полнозерные хлебные колоски, преклоненные к земле. Лирический герой не решился в тот миг сказать девушке, как ему горько и больно видеть потоптанные золотые колосья:
Я хотел тебе сказать, Что тот колосок усатый Это неусыпный труд мозольный, Это молодым калач свадебный.
Больно, что она не задумывалась над этим, не замечала и не слышала немого вопля изуродованных ею колосков пшеницы, как не слышала и того, что так немо кричали нежнейшие чувства, растоптанные вместе с колосьями. Поэзия «Два цвета» — произведение такой же эмоционально-задумчивой любовной лирики. Ощутима родственность и созвучность ее с известной «Песней о рушнике» А. Малышко.
Немало лет прошло, как двумя цветами, красными и черными нитями, мать вышила рубаху для сына, который «собирался весной пойти в мир неведомыми путями». Разнообразная гамма украинских народных вышитых сорочек, где преобладают два цвета: красный и черный — символы любви и кручины, радости и грусти. Эти чувства в жизни органически объединены: «Переплелись, как мамино шитье, мои печальные и, радостные дороги». Лирический герой сохранил самое святое — «клочок старого полотна и вышитую…жизнь на нем», сохранил память о самой дорогой женщине для каждого человека — матери.
Композитор Александр Билаш дал мелодичные крылья поэзии. Именно музыка помогает нам глубже понять и красоту образов и красоту нашего бытия.
«Вечная» тема для Д. Павлычко побуждает читателя к раздумьям, возвышает в помыслах, делает его благороднее. Стихотворение поэта «Моя любовь, ты — как Бог?» — наглядный пример этого. Как Земля, космос представляют Вселенную, так как существуют по взаимозависимым законам бытия, так же и земная любовь достигает небесного высокого чувства, и тем она уже внеземная. Любовь заполняет душу человека, ее нельзя увидеть и услышать так же, как Бога, это чувство дано, чтобы лишь ощущать. Насколько трогательным является образ явора, его милой яворочки, их безнадежная любовь.
Явор становится символом боли и невыразимой кручины, он тоскует по своей любимой, так как их молодая любовь появляется лишь в снах. Тоской и грустью, болью пронизана последняя строфа, так как явору угрожает уничтожение:
Он не знает, как поступят люди, Измерят его на порубы. Разрежут ему печальную грудь, Скрипку сделают из его кручины.
Дмитрий Павлычко спел свою «вечную» гамму любви будто на одном дыхании, вложив в нее светлую радость, тихую печаль и тоску озаренного и взволнованного большой любовью сердца лирического героя. «Поэзия — это язык молодых», — сказал Д. Павлычко. И такой взгляд на поэзию как на молодой призыв человеческой души он подтверждает своим творчеством.