Произведение за драмой Ивана Кочерги «Свечкина свадьба»
Звенел меч Ярослава в битвах с печенегами, водил Игорь полки на половцев, века татарской неволи вынес наш народ, и сохранил свою душу. И вот пришли и в Киев литовские князья. Измученный вековым ярмом, обескровленный и обессиленный народ не смог сразу дать им отпор, не смог — но и не покорился.
Киев 1506 года. Это уже не воспето в «Ярославе Мудром» светлый, сказочный город, который сияет золотом и огнями. Киев пасмурный и темный, так как людям запрещено даже свечи светить — лишь бы, дескать, не зжечь город, а на самом деле для того, чтобы ощутили ремесленники, труженники — «черные люди», что они — холопы, темные, бесправные и бессильные. Однако народ не примирился ни с тьмой, ни с неволей. В пьесе «Свечкина свадьба» И. Кочерга показывает, как из борьбы за право на свет разгорелся пожар народного восстания.
Разгневанный ремесленный Подол протестует против «насилия и унижения» гневными восклицаниями: «Угнетатели! Палачи!», «Не дождется он, чтобы мы ему делали!», «Довольно уже поругания этого терпите!», «Пусть свет даст!». А предводитель и любимец цеховиков Иван Свечка твердо решает, что бы то не было — получить киевлянам право на свет:
Нет! Довольно уже! Жизнь не пожалею, А привилегии наши возвращу. А не отдаст добром, то возьмем силой.
Об зарево благородного их замка, Тогда засветим наши ночники!
К Свечке и его побратимам-цеховикам приставлен воевода, князь Ольшанский, литовский рыцарь. Какой же темный и зловещий их мир, пусть и озаренный множеством свечей! Иван Свечка смело высказывает воеводе протест против запрета света на Подоле и своеволие его слуг, а потом при содействии Гильзы — жены воеводы — приобретает княжескую грамоту об отмене «темного закона» и передает его киевлянам. Теперь княжеская грамота привилегия в руках ремесленников, и все цеха готовят торжественно отметить брак Ивана с Меланкой.
В честь Меланки и Свечки Мы цеху засветим свечки! А если кто-то снова посмеет прекословить этому, то:
Грудью и мечом — от ветра и людей Клянемся наш свет оборонять!
А когда на мирный праздник цеховиков своевольно врывается вооруженный отряд и Ольшанский арестовывает Ивана Свечку, цеховики убеждаются, что миром не добиться справедливости…
Свечка — не приверженец кровопролития и сначала старается убедить своих неприятелей в неправоте, и убедившись, что мирные акции не помогут, Иван Свечка призывает весь трудовой Подол к вооруженной борьбе, чтобы силой утвердить правду в жизни:
А теперь на приступ! К оружию все! К воле!
К борению! И за ним отправляются на бой с ненавистными угнетателями все ремесленники, так как верят ему, уважают его светлый ум и благородные порывания. А этот юноша до слез трогает своим благородством. Когда ему предлагают волю взамен на княжескую грамоту, Свечка отвечает:
И в самом деле, край? Освободишь меня, да и квиты? Плохо же ты считаешь, воевода, Когда жизнь за грамоту даешь.
А кто мне возвратит ту надежду. Почет тот, что я когда-то берег… В моей душе и вдобавок привилегии. когда ему угрожают страшной карой, он мужественно заявляет.
Я не боюсь ни смерти, ни пытки И все же тебе не погасить света, Что из тьмы веков и через столько бурь Пронес народ отважный и свободный.
Иван Свечка убежден: не теперь, то в будущем украинский народ зажжет свою свечку воли. Но за эту волю следует бороться, так как
… свечки мирной не вернет страна, что в борьбе ее не засветила…
Какие пророческие слова… Длинный путь и тяжелый прошла наша Украина, как невеста Ивана Свечки Меланка, чтобы сохранить свой огонек стремления к воле, чтобы в тяжелых мучениях выбороть свою независимость и сохранить ее. И хочется верить, что тот огонек будет гореть ясно и освещать нашу дорогу, и согревать наши сердца, и выполнять наши помыслы и действия.
Произведение за драмой Ивана Кочерги «Свечкина свадьба»