Произведения Чехова о детях и для детей
В конце XIX века детская литература обогатилась и произведениями Антона Павловича Чехова (1860-1904) о детях и для детей. В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребенка, с раскрытием «диалектики его души» («Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Мальчики», «Детвора»). Глубокая социальная правда лежит в основе таких рассказов, как «Ванька», «Беглец», отразивших судьбы обездоленных детей. Лишенные заботы и ласки взрослых, они не потеряли доверия к людям, мечтательности и любознательности. Восприятию детей дошкольного возраста особенно близки рассказы и повести о животных («Каштанка», «Белолобый»). Чехов подчеркивал благотворное влияние, которое домашние животные оказывают на воспитание детей: «Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, ко-торые присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации…». Писатель выдвигает на первый план проблему воспитания гуманного отношения к животным.
В рассказе «Каштанка» Чехов прибегает к широко распространенному в фольклоре и литературе приему очеловечивания животных. Но у писателя внутренний мир собаки воспроизводится подробно, каждый ее поступок мотивируется. Образ Каш-танки многогранен, психологически разработан. «Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыку, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек». Этот прием помог показать характер Каштанки и в юмористическом плане. Неожиданное совмещение собачьих повадок и человеческих эмоций производит комический эффект. Комическое в рассказе соседствует со сказочным: поступки людей, события их жизни раскрываются через восприятие «героини»:
«Но скоро утомление и теплота взяли верх над грустью, и она стала засыпать. В ее воображении забегали собаки: пробежал, между прочим, и лохматый старый пудель, которого она видела сегодня на улице, с бельмом на глазу и с клочьями шерсти около носа. Федюшка с долотом в руке погнался за пуделем, потом сам вдруг покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг друга и побежали на улицу…»
Ассоциации, которые приходят к Каштанке во сне, по-детски конкретны, забавны, простодушны. Чехов ориентируется на логику детского мышления, создавая мир эмоциональных и психологических переживаний Каштанки. «Две сказки из собачьей жизни» — так назвал писатель рассказы «Каштанка» и «Белолобый» (письмо к Россолимо от 21 января 1900 года). Однако и образы людей в «Каштанке» предельно индивидуализированы. Характеры столяра Луки Александровича, его сына Федюшки, актера создаются лаконичными и емкими штрихами. Они особенно ярко раскрываются в добром, любовном отношении к Каштанке. Чехов тщательно готовил «Каштанку» к изданию для детей в 1892 году. Он написал новую главу («Беспокойная ночь»), убрал эпизоды, трудные для детского понимания; разделил рассказ на большее количество глав. Рассказ «Каштанка», как и другие произведения, созданные писателем для детей, вошел в золотой фонд русской детской литературы. В дореволюционный период появились и поэтические сборники А. Блока и С. Есенина, адресованные детям.
Произведения Чехова о детях и для детей