Произведения Симонова на военную тематику
Подлинным началом своей поэтической биографии Симонов считает стихотворение «Генерал (памяти Матэ Залка)» (1937). Затем он публикует несколько поэм: «Возвращение» (1937), «Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1938), «Пять страниц» (1938) и «Суворов» (1938) — одно из лучших своих поэтических творений. После окончания литературного института, осенью 1938 года, Симонов поступает в аспирантуру. Но в августе 1939 года оставляет ее и едет в качестве корреспондента военной газеты на Халхин-Гол. В 1939 году выходит цикл его стихов о Монголии — «Соседям по юрте». В самый канун войны была написана пьеса «Парень из нашего города», обошедшая все театры страны. 24 июня 1941 года Симонов был призван из запаса и уехал на фронт. С конца июля 1941 года до осени 1946 года был военным корреспондентом «Красной звезды».
Симонов был на всех фронтах на территории нашей страны, а затем — в Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии. Он присутствовал при подписании капитуляции в Карлсхорсте. Война обусловила эмоциональный и творческий взлет Симонова-поэта. В первый год войны он пишет в основном стихи. Они составили два сборника: «Война» и «С тобой и без тебя» (1943). Главное в этих сборниках — любовная лирика. В лучших стихах цикла «С тобой и без тебя» («Жди меня» и др.) соединились патриотические и личные чувства. Эмоциональный тон любовной лирики Симонова поразил читателей драматическим контрастом военного времени и открыто звучавшей доверительной, личной авторской интонации. В военных стихотворениях Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальной очерковостью («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941). «Седой мальчишка» (стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…») — это и есть образ того поколения, в памяти которого никогда не умрут ужасы войны. Неотвязность этих воспоминаний становится постоянной темой самого писателя. В 1942 году Симонов пишет пьесу «Русские люди», где рисует трудности войны как непрерывное испытание всех человеческих сил.
Пьеса рассказывает об обычных бойцах, о тех людях, которые по существу одержали победу над врагом. Поединок с врагами в «Русских людях» — это и борьба психологическая, нравственная, напряженный духовный поединок враждебных миров и непримиримых мировоззрений. Трезвое отношение к реальным силам врага типично и для других произведений Симонова о войне. Пьеса «Так и будет» (1944) рассказывает уже не только о войне, но также о близком мире, о любви, о том, как оживают в человеке чувства, скованные войной.
Первое большое прозаическое произведение Симонова «Дни и ночи» (1943-1944) — суровая, аскетическая повесть о сталинградских днях. Здесь война показана как народная трагедия, время огромных, невосполнимых жертв. Повесть отличается лаконизмом, строгой документальностью. Очевидно, уже в этот период возник замысел романа о войне, но осуществиться ему было суждено позднее. После войны Симонов провел в общей сложности три года в заграничных командировках.
Под впечатлением поездки в Америку появились широко известные пьеса «Русский вопрос» (1946) и повесть «Дым отечества» (1947). Симонов пишет цикл стихов «Друзья и враги» и еще 453 несколько пьес. В 1952 году выходит роман «Товарищи по оружию» о событиях 1939 года на Халхин-Голе. По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий. Часть персонажей этого романа читатель встретит в трилогии, но в целом «Товарищам по оружию» суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.
В 1955 году Симонов приступает к работе над романом «Живые и мертвые». С 1958 по 1960 год писатель живет в Ташкенте. Вернувшись в Москву, он привозит законченный роман. Завершена первая часть трилогии, найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. А через пять лет, в 1965 году, новая встреча с героями «Живых и мертвых» в романе «Солдатами не рождаются». Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе — одолении науки побеждать.
В дальнейшем Симонов предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» — эти события легли в основу романа «Последнее лето» (1970-1971). Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мертвые». В центре романа «Последнее лето» по-прежнему Серпилин и Синцов, но главный герой все же один — Серпилин.
Образ этот, по словам самого писателя, воплощает его «представление о положительном герое этой войны, этого общества, в эту эпоху…» Серпилин широко и свободно видит жизнь, он интеллигентен, у него сложный внутренний мир, он умеет анализировать не только чужие, но и свои поступки. Симонов написал также повесть «Дым отечества» (1947), очерки «Норвежский дневник» (1955), «Люди с характером» (1958), сборник «Из записок Лопатина» (1965) и другие.
Драматургия Симонова тесно связана с Московским театром им. Ленинского комсомола, где были поставлены 454 литература почти все его пьесы. По сценариям писателя были сняты фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960), «Живые и мертвые» (1964). Произведения Симонова переведены на многие иностранные языки. К. М. Симонов был одним из руководителей Союза писателей СССР, главным редактором «Литературной газеты» и журнала «Новый мир».
Произведения Симонова на военную тематику