Прокопович «Владимир» (1705). Сведения об авторе произведения
Феофан Прокопович — профессор Киевской академии, где в 1704 г. начал преподавать поэтику. К своему учебному предмету составил учебник. В произведениях писателей он хотел видеть больше жизненной правды. Свои теоретические взгляды старался осветить в исторической драме «Владимир». Позднее был церковным и политическим деятелем при дворе Петра I.
Тема: изображение принятия христианства Русью, прославляя действие Владимира Святославовича и воспроизведение реформ Петра I, которые имели значение для политического и экономического развития России.
Идея: высмеивание, клеймение позорного противопоставления политики царя-реформатора, среди которых было много церковнослужителей.
Основная мысль: борьба за прогресс, за передовые реформы Петра I против застоя старого порядка.
Особенности названия произведения. В тогдашней литературе было модным (и этого требовала теория литературы) давать заголовок произведения очень длинный, чтобы в нем раскрывались в определенной мере его содержание и основная идея и т. п. Так, пьеса Ф. Прокоповича имеет очень длинное название, которое, конечно, не приводим полностью, а в такой редакции: «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель». Свое произведение автор посвятил гетману И. Мазепе.
Жанр: автор назвал свое произведение трагедокомедией, так как в эту пьесу,
Которая имеет в основном серьезное, высокое содержание, органически вплетены комедийные сцены, комические персонажи.
Особенности произведения. «Владимир» — это барочная драма, автор использует популярный эпизод для создания сложного многопланового произведения, в котором конкретные ситуации служат для выражения религиозно-философских и политических истин. В пьесе можно выделить три плана:
А) собственно исторический сюжет;
Б) раздумья Прокоповича о мировоззренческом кризисе эпохи;
В) авторскую концепцию ее преодоления.
Проблематика пьесы. Решая в «Владимире» проблему соотношения веры и знания, религии и науки, церкви и государства, Прокопович исходит из характерной для него идеи синтеза. Он считает, что мировоззренческий кризис можно преодолеть с помощью своеобразной «христианской философии», в которой новые формы объективного философского знания объединяются с уже традиционной идеей божества. В произведении исторический князь Владимир принимает веру, которая отвечает мировоззрению начала ХVIII ст. В ответе философа на вопрос князя, откуда известно о существовании Бога, апеллируется не к вере, а к уму. Высмеивая невежество, корыстолюбие жрецов, критикуя предрассудки язычников, Ф. Прокопович тем самым подвергает критике и христианство, которому примитивные представления о мире были присущи и в начале ХVIII ст.
3.10. Главный конфликт в произведении — борьба религий, а в мировом плане — старого и нового — воплощается с помощью принципа контраста. Противопоставление двух религий выражается через контрасты изображения двух групп героев. Конфликт каждого героя с самим собой или групп героев является отображением общего конфликта эпохи в судьбы отдельного человека.
Монолог Владимира — внутренний спор князя. Хотя за него борются добрые и злые силы, он самостоятельно принимает решение.
Новаторство Ф. Прокоповича заключается в том, что образом Владимира он по-новому решает моральный конфликт. Его герой находит ту силу, которая определяет его судьбу, — это обязанность.
Композиция. В построении своего произведения автор шел по собственному курсу поэтики, который требовал строгого соблюдения определенных правил: пьеса должна состоять из пяти актов; событие, изображенное в произведении, должно в жизни происходить не дольше двух-трех дней, в пьесе обязательными должны быть пролог и эпилог (заключительный хор).
Сюжет. В произведении «Владимир» изображается выдающееся историческое событие
В жизни Киевской Руси — принятие князем Владимиром христианства. Известно, что вокруг этого исторического акта точилась острая борьба. Это было пререкание нового, исторически прогрессивного (христианство) с консервативным старым (язычество). Сюжетно пьеса делится на три части: подготовка к принятию христианства, принятие новой веры и первые последствия этого нововведения. Согласно такому распределению расставлены и действующие лица драмы. Первая группа их — жрецы Жеривол, Курояд, Пияр, тень Ярополка (брат Владимира, убитый последним), демоны — защищают поганство. Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Философ, военачальники Мечислав и Храбрый — ревностные приверженцы новой веры — христианства. Наиболее рельефно в драме обрисован образ Владимира. Вокруг него, собственно, и разворачивается все действие.
Идейно-художественное содержание. Представителем нового порядка, спикером новых идей в драме является князь Владимир Великий, который задумывает большое дело: ввести христианство. В своей борьбе встречает он препятствие со стороны представителей давнего порядка языческих жрецов Пияра, Курояда и Жеривола. Автор с большим юмором характеризует врагов с их отрицательным мировоззрением.
В первом действии драмы тень князя Ярополка предостерегает жрецов перед замыслами Владимира. Жрецы Пияр, Курояд, Жеривол, которых имена указывают на основные приметы их характера, волнуются. Во втором акте Жеривол созывает духи и вызывает всех языческих богов на помощь. В третьем и четвертом действиях задерживается автор при сомнениях и нерешительностях Владимира. Он совещается с сыновьями Борисом и Глебом. Происходит разговор между проповедником греческой веры и греческим философом и Жериволом, в которой жрец оказывается полной невеждой. В душе Владимира происходит борьба. Но его сомнения и нерешительности побеждают, он принимает христианскую религию и велит уничтожить идолов. Драму заканчивает речь св. апостола Андрея.
Размер стиха произведения и язык. Пьеса написана силлабическим стихом (в основном тринадцатислоговым). Язык ее — тогдашний украинский с многими церковнославянизмами.
Прокопович «Владимир» (1705). Сведения об авторе произведения