«Пропавшая грамота», анализ повести Гоголя
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Пропавшая грамота» является заключительным произведением в первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей. Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность.
Гоголь в «Пропавшей грамоте» не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей, которые близки представителям простого народа.
Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль.
Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ. Ведь такие случаи и такие персонажи были практически в каждом селении.
История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о Разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного. Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы.
Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.
Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек». Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве.
Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа Романтизма.
В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала.
Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.
Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину — зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение.
Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.
В «Пропавшей грамоте» Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.
«Пропавшая грамота», анализ повести Гоголя