Простые вещи или Об одном «пропавшем» уроке
Исходное положение: осень, 11-й класс, А. П. Чехов, окончен разговор о рассказах. Впереди «Вишневый сад».
Захожу в свой 11-й биолого-химический класс, начинаю урок, объявляю тему и понимаю, что мне конец, потому что в глазах моих учеников, приученных прочитывать к уроку тексты, вижу… Ох, лучше бы не говорить, что я там вижу… Такой тоски, местами явно переходящей в агрессивное отрицание, что-то давно не было. Но я понимаю, что разговор начинать все равно надо, и просто кожей чувствую, как я заговорю о новаторстве чеховской драматургии, а глаза, сейчас еще устремленные на меня, начнут потихоньку опускаться, у кого-то откровенно, у кого-то воровато перебегая с меня на тетрадку по химии, у кого-то в них просто появится так хорошо знакомое, наверное, каждому учителю безразличное «да говорите вы, о чем хотите…»
Но пока еще этого не произошло, у меня есть ровно одна минута, чтобы попытаться предотвратить неизбежное. И тогда я , вспомнив свое первое, школьное впечатление от бессмертной пьесы, о котором ниже, вдруг говорю:
— Прежде чем мы начнем разговор, пожалуйста, достаньте любой листочек и запишите следующее…
Зашуршали, доставая. Смотрят настороженно: «Что еще вы для нас выдумали?» А я невозмутимо продолжаю:
— «Я прочитал знаменитую пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» и…» А теперь постарайтесь, пожалуйста, в течение пяти минут передать как можно точнее то, что вы подумали и почувствовали, когда дочитали пьесу. Пишите по возможности честно, оценок не будет, если ничего не поняли и не почувствовали, можно так и написать. А потом я вам тоже расскажу о своих ощущениях после первого прочтения.
Договорились?
В классе некоторое замешательство. Потом Кузя Якимец недоверчиво спрашивает:
— Честно писать? — Да, — говорю, — как можно честнее. — Зачем вам этот бред? — удивляется Кузя. — Почему вы считаете, что то, что вы подумали, — бред? — удивляюсь я. — А зачем мне — я попозже скажу, ладно? Поверьте, очень надо.
Кузя, окрыленный индульгенцией на любой вызов , садится.
Пять минут все честно пыхтят над листочками. Потом спрашивают:
— Сдавать? — Нет, — говорю, — не нужно пока. А хотите знать, что ощутила я, когда в своем 10-м классе это прочитала?
Они хотят. И я признаюсь, что не только ничего не поняла тогда, но более того, мне показалось, что надо мной издеваются: дали голодному банку консервов, закрытую, а к ней ни ножа, ни топора — кушайте на здоровье, если сможете. Я ужасно переживала, потому что чувствовала: не понимаю, как это нужно читать, соответствующего инструмента у меня нет, что ли… И было очень обидно.
А тут еще полезла в письма Станиславского Чехову, а там, чуть ли не на первой открытой мною странице: «Я объявляю эту пьесу вне конкурса и не подлежащей критике. Кто ее не понимает, тот дурак. Это — мое искреннее убеждение».
Вот так. А письма, где Чехов пишет: «Сгубил мне пьесу Станиславский», я тогда еще не читала…
Они улыбаются, в целом весьма сочувственно, видимо, жалко меня, глупенькую…
— А теперь вы.
Поднимается первая рука. Это Кузя, конечно. У меня в руках мел, я обещаю записать на доске конспективно все, что родит наш коллективный разум. Ну, была не была. Начинайте, Кузьма.
И он начинает. Это начало слабонервным лучше не слышать, потому что самоуверенный мальчишеский голос с выражением возвещает: «Мои мысли после прочтения: Брееед! Ну что за лохи?!!
Могли сдать и потом с этих дачников не только сад выкупить, но и состояние сколотить, а они лооохи!!! Отстой, таких идиотов не бывает!!! Им же говорили, что делать надо.
Ведь потом можно было новый сад посадить, когда с долгами разобрались бы… Если писать о жизни, то уж правдоподобно что ли… А такие придурки могут встретиться только в произведениях Чехова!»
В классе напряженное ожидание.
— Спасибо, — не моргнув глазом говорю я. И честно пишу на доске: герои — «лохи они», настроение после прочтения — «возмущение».
Класс выдыхает. Поднимаются руки одна за другой. И вот уже они заговорили не со мной, а друг с другом.
Делятся впечатлениями, спорят, не соглашаются, а я только успеваю записывать. Звучит вот что:
«…Я почувствовал страх за Раневскую, желание, чтобы вишневый сад не вырубали, а Дом не сносили. И чтобы Лопахин сделал-таки предложение Варе… И еще ощущение незаконченности этой истории или самой жизни» .
«Очень странно, когда люди говорят каждый сам с собой и абсолютно не слышат других. Иногда кажется, что они совсем глухие» .
«Я понял, что люди друг друга не понимают, что делают совсем не то, что нужно для того, чтобы исправить жизнь, что руководствуются какими-то сиюминутными потребностями» .
Отлично. А на доске в графе «настроение» уже появились и страх, и сочувствие, и жалость, и сострадание, а в графе «герои» записано — не понимают друг друга, непрактичные, словно глухие…
Чувствуете, как начинает не мной, но ими формироваться круг вопросов для обсуждения, как нащупываются черты новаторской драматургии Чехова? Нет еще? Тогда продолжаем.
«Я не понял, в чем там особый смысл, мне не понравилось» .
Ну извините, не все коту масленица. Это можно не записывать на доску, автор не настаивает.
«Вишневый сад — это место пересечения людей из разных времен, разных сословий, вообще разных. Герои практически не могут повлиять друг на друга, так как живут в разных временах. Но реальность действует на всех в тот момент, когда обитатели усадьбы испытывают шок, узнав, кто купил сад.
Правда, потом герои снова стремятся заслониться от действительности, и все продолжается» .
Спасибо. Вот и возникла категория времени, мимо которой в пьесе не пройти. Но это я все про себя, а на доске честно продолжаю фиксировать их мысли.
Молча.
«Очень жалко всех. Жалко сад, который срубили, жалко Раневскую и всю ее семью за то, что они такие слабые и безалаберные, жутко жалко Фирса, который такой чудный, обо всех заботился, за всеми ухаживал, а потом его просто забыли… Вообще, сложилось ощущение жалкости и какой-то никчемности жизни…
Грустно» .
«Общий смысл ясен, в детали не вникал, мнение не сложилось. Как обычно, у героев Чехова ничего не вышло — одни слова. Я в жизни с таким не сталкивался» .
Понятно. Это чтобы мне жизнь медом не казалась. Но я все же запишу про «одни слова».
«Не знаю я… Грустно как-то… Жаль сада, гибнущего из-за бездействия героев.
Особенно тяжелое впечатление оставляет финал» .
«Я ощутил отвращение, именно отвращение к бездеятельности, лени, к мечтательности, к слову «благолепие» в том числе. Потом отвращение и ненависть к самому себе, стыд, потому что и за собой можно углядеть безответственность, лень etc. Потом желание любым способом втолковать, объяснить людям, как надо жить, а как не надо.
Желание в себе эти пороки преодолеть» .
Я не выдерживаю и нарушаю молчание: — А вы знаете, как надо жить? — Когда читал, казалось, что знаю.
Что ж, вполне в духе чеховских рассказов ответ, с этим изумительным «казалось» в финале.
«Я прочитал знаменитую пьесу Чехова «Вишневый сад» и… офигел!!! Я занимаюсь в театральной студии и имею некоторое начальное представление о различных постановках. Мне очень захотелось посмотреть эту пьесу, причем несколько раз и в разных театрах. Это же можно поставить тысячью и одним способом! Хотя парадокс в том, что автора здесь больше, чем где бы то ни было.
Такие ремарки — это же и подарок, и беда для актера! Авторский голос просто нельзя не слышать! Я, наверное, не оригинален, но считаю эту пьесу гениальной» .
— Врешь! — это кто-то не выдержал плюрализма мнений.
И тогда Семен, повернувшись к говорившему, с большой экспрессией: — Да ты дурак! Здесь такой action нереальный! Все врозь, и все чего-то хотят своего: Яша — в Париж, Раневская — сад и любовника, Петя — светлое будущее, Лопахин — дачи и Раневскую, Варя — в монашки и Лопахина… И только Фирс ничего не хочет — им и кончается… Понимаешь, все их желания какие-то «мимо жизни», как будто над ними смеется кто-то…
Супер!
Дальше мои Мальчики просто всерьез сцепились в споре о Лопахине. Мне было невероятно интересно слушать, а они, кажется, не очень обо мне помнили. Пришлось все же плавно закруглить их и дать слово следующим.
«Мне не понравилось. Отсутствие действия, бесконечные слова» .
«Я была удивлена манерой героев общаться друг с другом. Иногда складывается ощущение, что каждый из них живет в своем собственном мире и с другими мирами взаимодействует с трудом и часто невпопад. Иногда в начале пьесы складывается определенное мнение о герое, а в середине оно резко меняется, буквально из-за одной фразы — его или о нем» .
Здорово. Можно будет говорить о принципах создания образа у Чехова.
«Скука смертная. Мне потребовалось много сил, чтобы прочитать это произведение, и после прочтения осталось странное чувство своей ущербности в связи с тем, что пьеса всемирно известная, а мне не понравилась совсем» .
Увы! Но надо заметить, что это чувство ущербности часто бывает весьма продуктивным, если за ним следует желание все же разобраться в том, чем же все так восхищаются.
«Пьеса нежная, романтичная, хрупкая какая-то» .
«Герои этой пьесы не могут реально оценить ситуацию и как бы отодвигают ее от себя, не хотят о ней думать… В общем, не удалось им то, чего они хотели, и печально очень» .
— А чего они хотели-то, Коля? — Да счастья хотели, чего же еще?
Здорово, правда? В самую точку попал, а ведь с «двойки» на «тройку» перебивается. Может быть, я в нем чего-то не разглядела?
«Я по сути ничего не понял, кроме того, что в жизни все еще сложнее, чем я думал до» .
«Безвольные слюнтяи, которые хотят, чтобы сад остался у них, но, разумеется, ничего для этого не делают, а заняты своими скучными и жалкими делишками и пугаются при столкновении с реальной жизнью» .
«Впечатление бессмысленности и ирреальности происходящего. Любовь Андреевна бросается деньгами, которых нет, Лопахин думает о дачах, Епиходов стреляется, а высшие силы спят и видят сны» .
«Нельзя быть таким неактивным и бесхарактерным, нельзя постоянно жить своими воспоминаниями и не думать о будущем. Надо смотреть вперед, думать о своих детях, а не умирать в безденежье с мыслями о саде, надо помнить тех, кто всю свою жизнь тебе отдал, а не забывать этих людей в пустом заколоченном доме. Надо думать и делать, а не только витать в облаках» .
Ну вот. Примерно так. Устали? Я тоже. Но здесь принципиально важно дать слово всем, невзирая на разную глубину прочтения и разный читательский уровень.
Думаю, что любой профессиональный методист «раскатал» бы такой урок в мелкую пыль, да и есть за что . Но пока изливалась лава коллективного разума, на доске оказались и все оттенки настроения, Вызываемого пьесой , и самые разнообразные характеристики героев , и Особенности построения диалога , и роль автора , и Особенности действия В пьесе, и Мотив времени, «прошивающий» все четыре акта…
Урок окончился. Мы формально не сдвинулись с места, только обменялись первыми впечатлениями. Чего я, собственно, добилась?
Не так уж мало, поверьте. Во-первых, заговорили все. Вступив в общий разговор, споря друг с другом, они сделали пьесу объектом пристального внимания, и чувство неприятия, которое толкнуло меня на этот безнадежный эксперимент, сменилось общим интересом к тексту.
Во-вторых, усилиями коллективного разума были намечены почти все вопросы, которыми нам предстоит заниматься: и особенности чеховской драматургии — ее «бессобытийность», необычность конфликта, «подводное течение», и «диалоги глухих», и способы выражения авторской позиции, и время в пьесе, и чеховские принципы создания образов действующих лиц, и, наконец, разговор о том, почему «не удалась жизнь». В-третьих, строя все последующие уроки, я получила возможность использовать их наблюдения и таким образом держать класс в тонусе, привлекая к соавторству.
Все еще будет усложняться. Мы много работаем с текстом, звучат на уроках серьезные статьи чеховедов Скафтымова и Зингермана, но смею думать, что главное в нашем деле — живое, небезразличное отношение к пьесе — родилось именно на этом «пропавшем» уроке.
Алла Марковна Киселева, Учитель литературы московской школы № 192
Простые вещи или Об одном «пропавшем» уроке