Противопоставляя образы Сокола и Ужа
Сопоставляя романтические идеалы молодого Горького с теми идеалами; которые утверждали Пушкин и Лермонтов в своих романтических произведениях, покажите, что содержание идеала определялось характером исторической эпохи. Содержание горьковских романтических идеалов было порождено пролетарским этапом освободительного движения и соответствовало ему, что определило их новые качества. Та же проблема смысла жизни ставится Горьким в «Песне о Соколе» (18 95). Противопоставляя образы Сокола и Ужа, автор показывает красоту и величие Сокола, гибнущего в неравной схватке, и ничтожество Ужа.
С наступлением общественного подъема в начале 900-х годов творчество Горького особенно сильно проникается революционным духом, что наиболее ярко проявилось в «Песне о Буревестнике» (1901). Расскажите, как писатель рисует в ней картину разразившейся революционной бури.
Анализируя художественно-стилистическое своеобразие романтических произведений Горького, обратите внимание на роль пейзажа. Пейзаж в них не имеет самодовлеющего значения, он призван выразить авторское настроение. Так, пейзаж во вступлении к «Песне о Соколе» словно бы живое существо, обладающее огромной силой, способствующее жизнеутверждающему восприятию мира, благодаря чему усиливается героический тон всего произведения.
Приведите примеры, когда пейзаж у Горького служит средством выражения настроений, надежд и стремлений автора и героев и когда он является связующим звеном между миром легенд, героических сказаний и реальной действительностью. Излюбленный прием Горького-романтика — антитеза (Данко — Ларра, Сокол — Уж). Она помогает писателю воплотить его концепцию необходимости активного, созидательного отношения к жизни. Героическая тематика, страстный призыв к борьбе нуждались в особом стиле изложения. Стиль раннего Горького — приподнятый, патетичный^ в языке — лирическая напряженность, повышенная эмоциональность. Охарактеризуйте особенности языка героев и автора (афористичность авторской речи, пластичность описаний).
Следует серьезно подумать над такими вопросами, как особенности композиции и сюжета романтических произведений Горького, принципы организации авторского повествования, жанровое своеобразие произведений. Так, особая сюжетно-композиционная форма рассказа «Старуха Изергиль» позволяет автору полнее выразить его идейный замысел. Молодой Горький часто обращается к фольклорным жанрам (народная легенда, сказка, песня) и отдельным элементам поэтики фольклора. Многие произведения раннего Горького отмечены необычностью художественной формы. Так, «Песня о Соколе» Написана двустопным ямбом, а «Песня о Буревестнике» — четырехстопным хореем.
Однако в них отсутствует рифма и разбивка стихов на строчки. Обратите внимание на особый характер типизации в романтических произведениях Горького. Здесь нет «типических обстоятельств» , поскольку герои воплощают не реальные, а потенциальные возможности человека, которые раскроются в будущем» В ранний период своего творчества писатель еще искал своего положительного героя, но уже тогда его произведения отличались революционной направленностью и социально-философским содержанием.
Они будили в массах активное настроение, волю к борьбе и уверенность в победе, героически воспевали человека, его красоту, силу, ненависть к угнетателям, любовь к свободе, героический дух борьбы. И в дальнейшем революционно-романтический пафос продолжал играть важную роль в картинах реальной жизни, изображаемых Горьким в своих произведениях.
Противопоставляя образы Сокола и Ужа