• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Протянуть руку — значит братски помочь

 

Протянуть руку — значит братски помочь

Оттолкнуть — грех, потому что, в конце-то концов, мы, наверное, ходим над пропастью чаще, чем думаем; а уж невидимая пропасть забвения, та и вовсе вкрадчиво подстерегает нас в жизни. Петр оттолкнул Ивана. Но он, Петр, в своей низости все-таки патетичен, громаден; и художественное место его — в грозной, изложенной ритмической прозой балладе о двух названных братьях, о леденящем душу предательстве и о последовавшем за ним посмертном возмездии: в повести Гоголя «Страшная месть» несомненно присутствие романтической баллады, которую Гоголь знал и любил. Он преклонялся перед поэтом Жуковским, лучшим из создателей русской баллады; и часто баллады преображались у Гоголя в грозную прозу.

А рядом — притча о двух миргородских помещиках, Иване Ивановиче да Иване Никифоровиче, об их ссоре и о том, что из ссоры их вышло. И она, эта притча, построена на обыгрывании, на развитии Гоголем жеста, ставшего в его творчестве изначальным, — жеста протягивания руки.

«…Старуха обыкновенно протягивала руку»,- говорится о нищенке, прилепившейся у церкви, на паперти.

А Иван Иванович, человек благообразный и набожный, пристойно одетый и сытый, стоит над ней, и томит его любопытство и «природная доброта». Все-то он у старухи повыспросил: и как она оказалась здесь, и откуда она, и очень ли ей хочется есть. Все-то выслушал: и то, как она голодна; и то, как собственные дети выгнали ее с хутора. И все рассказавши, старуха руку протягивала. А вместо ожидаемой помощи — пустота. «Чего ж ты стоишь?- вопрошал любопытствующий,- ведь я тебя не бью!» И шел Иван Иванович дальше, «обратившись с такими вопросами к другому, к третьему».

Линия паперти возле церкви, цепь протянутых за помощью рук. Они умоляют, увещевают. Они, эти руки, кажется, стонут от голода и унижения. А им в ответ — пустота; и Иван Иванович стоит перед ними, будто безрукий.

Впрочем, не; всегда прячет он свои руки.

«Смею ли просить об одолжении?»- сказал Иван Иванович, придя к соседу, Ивану Никифоровичу и поднося ему табакерку . «Ничего, одолжайтесь! я понюхаю своего!»- отвечает Иван Никифорович; даяние отвергнуто, и рука дающего повисает.

Протянутая в пустоту рука нищенки — что-то вроде пролога. Затем — рука с табакеркой, встречающая пустоту: не приняли дара. А далее — ссора и попытки примирить двух врагов. Об их примирении радеет весь город.

Их зазвали на дружеский обед и «начали подталкивать их сзади, чтобы спихнуть их вместе и не выпускать до тех пор, пока не подадут рук». Враги упрямились, но один чиновник «отпихнул» Ивана Ивановича в сторону Ивана Никифоро-вича, а другой «уперся всею силой и пихнул Ивана Никифоровича» в сторону Ивана Ивановича. Их обступили «и не выпускали до тех пор, пока они не решились подать друг другу руки».

Жест протягивания руки открывается в присущей ему существенности, священности: это жест мира, дружбы. Для того чтобы он совершился, усердствует весь городок Миргород. Чем ближе цель миргородцев, тем усерднее они действуют.

Слов мало — руками: «пихнул», «отпихнул… в другую сторону. В Миргороде это обыкновенный способ примирения. Он несколько похож на игру в мячик».

И жест примирения наконец был содеян, хотя произнесенное бранное слово тут же перечеркнуло его.

Руки и жесты, которые ими сделаны или, напротив, вопреки ожиданью не сделаны,- важнейший повествовательный мотив повести о ссоре двух миргородцев. «Чтоб мне руки и ноги отсохли!..»- так в Миргороде божатся; и утрата рук предстает чем-то приближающим смерть: «Чтоб я околел тут перед вами!» Между тем, в Миргороде много каких-то безруких существ, действующих, впрочем, очень заметно, бурно.

ЖалобУ, прошение Ивана Никифоровича стянула… свинья, которая принадлежала Ивану Ивановичу. «Схвативши бумагу, бурая хавронья убежала так скоро, что ни один из приказных чиновников не мог догнать ее, несмотря на кидаемые линейки и чернильницы». К Ивану Ивановичу отправляется Петр Федорович, городничий. Он «шел чрезвычайно скоро и размахивал руками, что случалось с ним, по обыкновению, редко». Городничий увещевает покарать воровку-свинью.

Он упрашивает, грозит. «Что ж вы стращаете меня?» — вопрошает Иван Иванович. — «Верно, хотите послать за нею безрукого солдата? Я прикажу дворовой бабе его кочергой выпроводить. Ему последнюю руку переломят».

Словом, ясно: изыми из рассказанного все, что сопряжено с жестом, с жестами рук, повести просто не станет.

Однако напали или не напали на студента мошенники, неизвестно: отрывок не был окончен. Но мошенники напали на другого героя Гоголя, на смирнейшего Акакия Акакиевича Башмачкина. И один, схвативши бедного чиновника за воротник празднично новой шинели, рявкнул громовым голосом: «А ведь шинель-то моя!» А «другой приставил ему к самому носу кулак величиной с чиновничью голову». И промолвил: «А вот только крикни!» И в четыре руки стянули мошенники с Акакия Акакиевича шинель.

И стало это началом смерти Акакия Акакиевича, который, впрочем, после кончины воскрес. Он обратился в привидение. Он примостился под одним из петербургских мостов и начал охотиться за генералом, который когда-то вместо того, чтобы помочь ему, бедняку, отыскать украденную шинель, глупо на него накричал.

И чиновник мстит генералу. Он генерала «поймал за воротник» и шинель с него снял. А когда за привидением погнался было будочник, страж порядка, оно остановилось «и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь»: руки имеются и у привидений. И в их таинственном мире повторяются жесты хватания, жесты угрозы вовсе не потусторонней расправой. Но и эти жесты производны от поистине вездесущего у Гоголя жеста, от первоэлемента его художественного мышления: от жеста протягивания руки, жеста, с которым в жизнь входит ребенок, простирающий к нам, взрослым, беспомощные ладошки, и жеста, отсутствие которого подчеркивается у усопшего.

Он скрестил на груди руки; и это означает, что более он ничего не возьмет у нас и не даст: жизнь окончена.



Протянуть руку — значит братски помочь

Другие сочинения по теме:

  1. Как помочь себе, если переполняет злость? Запомни — существует четыре основных способа выражения гнева. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. Выразить...
  2. «На что он руку поднимал!..» Каковы последствия отмены Сочинения как формы итоговой аттестации на Едином государственном экзамене? Заменив выпускное сочинение и устный экзамен по литературе...
  3. Літературний аналіз поезий «На що він руку піднімав» Пушкін і Лермонтов. Ці два імена коштують поруч у російській літературі. Вони сучасники й разом з тим — люди різних...
  4. «И скучно и грустно, и некому руку подать…» Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического...
  5. Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу,...
  6. Как помочь подростку бросить курить Итак, то, чего вы так опасались, случилось. Ваш ребенок признался, что он курит. И это не единственная сигарета за углом...
  7. Первые дни ребенка в школе. Как ему помочь? Начался учебный год. Родинская школа № 36 с теплом встретила первоклашек. Для них начался новый этап в жизни — сложный...
  8. Как помочь школьнику быть здоровым Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье? 1. Соблюдать режим дня Справляться с учебными...
  9. Сочинение на тему Птицы зимой, чем помочь Зимующим птицам не страшны холода и морозы, ведь их тельца плотно покрыты пушистыми перьями и хорошо согревают организм. Гораздо страшнее...
  10. «Как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?» Предшкольный возраст — необыкновенное время. По накалу эмоций, темпам внутреннего переустройства человека оно сродни первому году жизни. Ребенок меняется прямо...
  11. Как помочь ребенку в формировании позитивной самооценки. Родителям на заметку В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности позитивной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И...
  12. Сочинение на тему: «Как помочь птицам зимой» Сочинение на тему: «Как помочь птицам зимой» Описание темы: Птицы зимой. Сочинение про братьев наших меньших, про пернатых, о том,...
  13. Что значит дружба в жизни человека Сочинение на основе прочитаного произведения, по лирике А. С. Пушкина. Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого...
  14. Что значит писать? В русском языке есть два разных слова письмо. Эти слова — омонимы: их внешняя форма совпадает , а значения разные....
  15. Что значит быть учителем? Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия,...
  16. Что значит быть «особенным» человеком? В своем произведении «Что делать?» Чернышевский показал жизнь людей того времени, рождение революционеров. Значительное место в романе занимают личные отношения...
  17. Сочинение размышление: Что значит быть личностью Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди...
  18. Сочинение на морально-этическую тему; Что для меня значит дружба? -18 Настоящий друг для меня — это прежде всего человек, общение с которым не только дает мне удовольствие, но и...
  19. Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас и всего народа Песня оздоравливает душу человека, помогает сохранить нетленными ценности: веру в человека, в неизменную любовь, в искреннюю дружбу, в очищающую силу...
  20. Что значит для нас хлеб В хлебных магазинах, если вы заметили, не бывает шума. Люди покупают хлеб уважительно, избегая суесловия и толчеи. Присмотрев буханку, я...
« Дом-музей Н. С. Лескова в Орле
Конспект урока физкультуры на тему «Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств с использованием» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения