Проверочная работа по зарубежной литературе
Программа по литературе 9-го класса , как известно, в общем и целом посвящена изучению русской литературы XVIII — первой трети XIX века. По большому счету, здесь мало произведений, которые могли бы составить основной массив чтения девятиклассника. Этот год — «поэтический», из прозы школьника ждут лишь Радищев, Карамзин, Лермонтов, иногда еще и Гоголь . Что же предложить им почитать?
Здесь можно выйти из положения за счет зарубежной литературы. Гете, Гофман, Вальтер Скотт, Гюго, Стендаль, Шиллер, Мериме — интереснейшие книги этих современников наших «писателей 9-го класса» обязательно должны войти в круг чтения школьников. Но где взять часы на их изучение?
А если произведения не изучать, то кто же будет их в наш прагматический век читать?
Лично я выбираюсь из этого «замкнутого круга» при помощи специальной проверочной работы, которая, с одной стороны, мотивирует ребят на чтение, с другой же, позволяет экономить время учителя , быстро и достаточно эффективно проверять прочитанное. В конце 8-го класса я даю список для чтения на лето, где в специальный блок объединены произведения зарубежной литературы. Вот этот блок .
Шекспир В. Двенадцатая ночь. Гамлет Мольер Ж.-Б. Мизантроп. Мещанин во дворянстве Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Песочный человек.
Крошка Цахес Гете И.-В. Страдания молодого Вертера Шиллер Ф. Коварство и любовь. Разбойники Байрон Дж. Паломничество Чайльд Гарольда.
Поэмы Скотт В. Айвенго. Квентин Дорвард Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные Стендаль. Красное и черное Мериме П. Новеллы Диккенс Ч. Дэвид Копперфилд Уайльд О. Портрет Дориана Грея
Комментируя этот список, я предупреждаю учеников о грядущей проверочной работе. О ней же напоминаю и в сентябре, хотя саму работу планирую на февраль-март. Важно периодически спрашивать ребят, как у них дела с чтением, и создавать ситуацию ожидания, которое должно к моменту самой работы стать ожиданием нетерпеливым.
Все задания для работы умещаются на лист А4 , плюс нужно выдать чистый лист для письменного пересказа сюжета одного из произведений и создания небольшого аналитического текста . Важно предупредить ребят, что на все вопросы ответить будет трудно, почти невозможно , что справиться с работой на хорошем уровне сможет и тот, кто прочитал даже три-четыре произведения. Из списка для работы я выбрал авторов, так или иначе связанных с романтизмом, но сообщаю я об этом ребятам только накануне . Повторюсь: все это я затеваю исключительно для того, чтобы хотя бы часть названных мной интереснейших книжек была прочитана .
Оценки будет две: за начитанность и за свой текст.
Приведу сам текст работы — сначала с пропусками для учеников, а потом ключ для учителя . Естественно, что ученики на уроке работают без книг.
Текст для учеников
1. Заполните пропуски : … Теодор… Гофман; Иоганн…
Гете; Джордж… Гордон… ; … Скотт; … Шиллер; Анри Мари… .
2. Восстановите правильные названия произведений, укажите автора и язык, на котором они написаны. Отметьте произведения, прочитанные вами. «Песочный горшок», «Страдания юного Чайльд-Гарольда», «Золотой человек», «Крошка Дорвард», «Отверженные разбойники», «Квентин Цахес», «Паломничество Айвенго, по прозванию Циннобер» .
3. Кратко изложите сюжет одного из произведений .
4. Продолжите двумя-тремя именами ряд героев и укажите произведение.
Ансельм, Серпентина Бриан де Буагильбер, Ровена Феб, Пьер Гренгуар Старик Моор, Карл Лотта, Вильгельм Монсеньор Бьенвеню, Козетта Г-н Вально, Жюльен Сорель Фон Вальтер, леди Мильфорд
5. Заполните пропуски словами .
А) «Герой _________________________ _______________ _____________ , студент ______________ Вылетает на ее страницы, сразу угораздив в корзину с ________________________; торговки бранятся, мальчишки радуются поживе. Чем не срежиссированная сцена! ___________________ был попеременно то судейским чиновником, то _____________________ , истинное призвание видел в музыке, славу приобрел писательством. На самом же деле душа его искусства шире: она — театр» .
Б) «Трактирщик пристально посмотрел на него и добавил все так же тихо:
— Послушайте, довольно лишних слов. Сказать вам, как вас зовут? Ваше имя — _________________ . А теперь — сказать вам, кто вы такой? Когда вы вошли, я кое-что заподозрил, послал в мэрию, и вот что мне ответили.
Вы умеете читать?
С этими словами он протянул незнакомцу развернутую записку… Незнакомец пробежал ее взглядом». _____________________________
_______________________________________________________________
В) «Сюжет повести _________________ начинается с контраста: прекрасная ___________________________________ наклоняется над ____________ с маленьким уродцем — ____________________ . Рядом спит мать этого «крохотного оборотня»: она устала _______________________________ . Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда ________________ Над безобразным ребенком — и одарила его _______________________________ .
Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник ____________________ удостаивает мечтательного студента __________________ . Почему именно его? ____________________________
______________________________________________ . За это — ему награда: он _______________________ , лишит его чар, женится на прекрасной ____________________ и, наконец, получит волшебное наследство от ___________________ .
А Фабиану _______________________ Положено наказание…»
_________________________________________________ .
Г) «Я ___________ не раз уже давал себе слово пореже видеться с ней ______________ . Но попробуй-ка сдержи слово!.. я неизменно нахожу веский предлог и не успеваю оглянуться, как я уже там… Бабушка моя знала сказку про магнитную гору: ___________________________
_______________________________________________.
Д) » ____________ — образ трагический и страшный, и автор не просто убивает его рукой разъяренного _____________ , но заставляет принять смерть в жестоких мучениях. И эти смертные мучения он испытывает не в схватке со своим приемышем, который преданно любил его, но вдруг прозрел, понял, что тот — убийца _____________________________ , А в схватке с ______________ , который, как живое существо, мстил ему» .
Е) «В звучных монологах ___________ громил «хилый век кастратов», сокрушался, что погасла «сверкающая искра Прометея», обличал неправедные законы, которые заставляют «ползти улиткой того, кто мог бы взлететь орлом». Патетика речей ___________________ , ссылки на Плутарха поразительно сочетались с грубоватыми репликами, народными словечками и выражениями. В этом дерзком соединении двух лексических слоев новаторство ___________________ __________________________» .
Ж) «С неподражаемым искусством ________________ описывал рыцарские турниры, сражения, штурмы, героические подвиги, старинные замки. И все-таки его истинная писательская сила заключалась в том, что он, как никто прежде, умел передать жизнь народа. Из многочисленных персонажей романа _________________ , где на сцену выведены и король, и представители знати, и благородные дамы, такие, как возлюбленная героя ____________ или наделенная магической властью ________________ , больше всего запоминается предводитель отряда вольных стрелков _____________ . Под этим именем изображен народный заступник…» ___________________________ .
З) » ____________ в самом начале своей карьеры заходит в церковь, где по случаю праздника все окна затянуты красной материей. Он садится на то самое место, откуда будет потом _______________________________ , и видит «обрывок печатной бумаги, который словно был нарочно положен так, чтобы его прочли». Там было написано: «Подробности казни и последние минуты Луи Жанреля». ___________ Обращает внимание на то, что фамилия казненного кончается так же, как и его, и пролитая _______________________________ в отсвете красных занавесей кажется ему кровью» .
И) » __________________ , путешествующий с единым желанием — позабыть об отравленном воздухе родной земли, испытывает лишь мучительное чувство безучастности, когда оказывается в _____________ , где идет борьба за свободу, и в красочной суровой ______________ . Тоска, не отпускавшая героя даже в минуты наслаждений, преследует его и в странствиях. «Преждевременной старостью души», как определил эту болезнь времени Пушкин, переболел в юные годы и сам _________________ , который тоже был готов хоть «в ад бежать, но бросить __________________ «» .
К) «Вот это убьет то» _____________ ______________________________________________ .
6. Обоснуйте одно из приведенных суждений, опираясь на любое произведение из прочитанных вами.
Роман тизм был искусством, возвеличившим личность: ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир, ее вечные порывы за горизонт обыденности. Роман тики верили в способность искусства различать магическое даже в самой заурядной будничности. Роман тизм — плод глубочайшего разочарования в своей эпохе.
Его приверженцы ощущали, что им выпало жить под бесславной звездой в то время, когда опошлены лучшие человеческие порывы.
Ключ для учителя
1. Заполните пропуски: Эрнст Теодор Амадей Гофман; Иоганн Вольфганг Гете; Джордж Ноэль Гордон Байрон; Вальтер Скотт; Фридрих Шиллер; Анри Мари Бейль .
2. Восстановите правильные названия произведений, укажите автора и язык, на котором они написаны. Отметьте произведения, прочитанные вами.
«Песочный человек», «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — Гофман ; «Страдания юного Вертера» — Гете ; «Разбойники» — Шиллер ; «Квентин Дорвард», «Айвенго» — Вальтер Скотт ; «Паломничество Чайльд Гарольда» — Байрон ; «Отверженные» — Гюго .
4. Продолжите двумя-тремя именами ряд героев и укажите произведение.
Ансельм, Серпентина, архивариус Линдгорст, конректор Паульман, Вероника Бриан де Буагильбер, Ровена, Седрик Сакс, Айвенго, Фрон де Беф Феб, Пьер Гренгуар, Квазимодо, Эсмеральда, Клод Фролло Старик Моор, Карл, Франц, Амалия, слуга Даниэль Лотта, Вильгельм, Альберт, Вертер Монсеньор Бьенвеню, Козетта, Жан Вальжан, Гаврош, Мариус Г-н Вально, Жюльен Сорель, г-жа де Реналь Фон Вальтер, леди Мильфорд, Фердинанд, Миллер, Луиза
5. Заполните пропуски словами .
А) «Герой сказки Гофмана «Золотой горшок», студент Ансельм вылетает на ее страницы, сразу угораздив в корзину с яблоками и пирожками; торговки бранятся, мальчишки радуются поживе. Чем не срежиссированная сцена! Гофман был попеременно то судейским чиновником, то капельмейстером, истинное призвание видел в музыке, славу приобрел писательством.
На самом же деле душа его искусства шире: она — театр» .
Б) «Трактирщик пристально посмотрел на него и добавил все так же тихо:
— Послушайте, довольно лишних слов. Сказать вам, как вас зовут? Ваше имя — Жан Вальжан. А теперь — сказать вам, кто вы такой?
Когда вы вошли, я кое-что заподозрил, послал в мэрию, и вот что мне ответили. Вы умеете читать?
С этими словами он протянул незнакомцу развернутую записку… Незнакомец пробежал ее взглядом… В ней было написано, что тот недавно выпущенный опасный каторжник».
В) «Сюжет повести «Крошка Цахес» начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем — Цахесом. Рядом спит мать этого «крохотного оборотня»: она устала нести корзину с хворостом. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда фея над безобразным ребенком — и одарила его даром перетягивать на себя блестящие качества других людей.
Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник Проспер Альпанус удостаивает мечтательного студента Бальтазара. Почему именно его?
Он чувствует таинственную жизнь природы. За это — ему награда: он вырвет три огнистых волоска у Цахеса, лишит его чар, женится на прекрасной Кандиде и, наконец, получит волшебное наследство от Проспера Альпануса.
А Фабиану за его неверие в чудеса положено наказание: рукава его одежды укорачиваются, а фалды — удлиняются» .
Г) «Я не раз уже давал себе слово пореже видеться с ней . Но попробуй-ка сдержи слово!.. я неизменно нахожу веский предлог и не успеваю оглянуться, как я уже там… Бабушка моя знала сказку про магнитную гору: все железные части кораблей притягивались к ней и моряки тонули под обломками».
Д) «Клод Фролло — образ трагический и страшный, и автор не просто убивает его рукой разъяренного Квазимодо, но заставляет принять смерть в жестоких мучениях. И эти смертные мучения он испытывает не в схватке со своим приемышем, который преданно любил его, но вдруг прозрел, понял, что тот — убийца Эсмеральды, а в схватке с собором, который, как живое существо, мстил ему» .
Е) «В звучных монологах Карл громил «хилый век кастратов», сокрушался, что погасла «сверкающая искра Прометея», обличал неправедные законы, которые заставляют «ползти улиткой того, кто мог бы взлететь орлом». Патетика речей Карла, ссылки на Плутарха поразительно сочетались с грубоватыми репликами, народными словечками и выражениями. В этом дерзком соединении двух лексических слоев новаторство трагедии Шиллера «Разбойники»» .
Ж) «С неподражаемым искусством Вальтер Скотт описывал рыцарские турниры, сражения, штурмы, героические подвиги, старинные замки. И все-таки его истинная писательская сила заключалась в том, что он, как никто прежде, умел передать жизнь народа. Из многочисленных персонажей романа «Айвенго», где на сцену выведены и король, и представители знати, и благородные дамы, такие, как возлюбленная героя Ровена или наделенная магической властью Ревекка, больше всего запоминается предводитель отряда вольных стрелков Локсли.
Под этим именем изображен народный заступник Робин Гуд» .
З) «Жюльен Сорель в самом начале своей карьеры заходит в церковь, где по случаю праздника все окна затянуты красной материей. Он садится на то самое место, откуда будет потом стрелять в г-жу де Реналь, и видит «обрывок печатной бумаги, который словно был нарочно положен так, чтобы его прочли». Там было написано: «Подробности казни и последние минуты Луи Жанреля».
Жюльен обращает внимание на то, что фамилия казненного кончается так же, как и его, и пролитая святая вода в отсвете красных занавесей кажется ему кровью» .
И) «Чайльд Гарольд, путешествующий с единым желанием — позабыть об отравленном воздухе родной земли, испытывает лишь мучительное чувство безучастности, когда оказывается в Греции, где идет борьба за свободу, и в красочной суровой Албании. Тоска, не отпускавшая героя даже в минуты наслаждений, преследует его и в странствиях. «Преждевременной старостью души», как определил эту болезнь времени Пушкин, переболел в юные годы и сам Байрон, который тоже был готов хоть «в ад бежать, но бросить Альбион»» .
К) «Вот это убьет то» Книга убьет здание .
Проверочная работа по зарубежной литературе