Проза, публицистика и драматургия Крылова
Иван Андреевич Крылов стоит у истоков русского реализма. В его баснях с большой художественной силой выразились идеи народа, богатство его мыслей и чувств, его мудрость. Басенный жанр он довел до высочайшего поэтического совершенства. Народность его басен сказалась в том, что басенные образы, меткие фразы стали народными пословицами и поговорками, составляя и в наше время жемчужины русского языка. В создание русского литературного языка Крылов также внес свою большую лепту.
Крылов, как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни. Можно сказать, что он создал русскую басню. После вынужденного перерыва в литературных занятиях он возвратился из скитаний в 1804 г. в Москву и приступил к работе над баснями. В 1806 г. приехал в Петербург, где прожил до конца жизни. В 1811 г. он стал членом «Беседы любителей русского слова».
С 1812 г. баснописец в течение тридцати лет служил библиотекарем Публичной библиотеки, проявив себя неутомимым тружеником, человеком упорным в достижении цели. Одним из первых русских писателей Крылов осудил и осмеял лень, то, что впоследствии получило наименование обломовщины. Самого баснописца пытались изобразить эдаким лентяем, лежебокой. Но это далеко от подлинного Крылова: все детство, юность ему приходилось в поте лица работать, тружеником он был и в пору первых литературных опытов и на протяжении всей своей жизни. В 1841 г. он ушел в отставку, а в 1844 г. скончался.
В 1838 г. друзья отпраздновали 50-летний юбилей литературной деятельности Крылова. Присутствовавшие литераторы увенчали его лавровым венком.
Крылов и общественно-литературная борьба начала XIX в. Еще в конце XVIII в. в своем журнальном и драматургическом творчестве Крылов активно выступал против сентиментального приукрашивания действительности, отстаивая правдивое и типическое отображение жизни. Он решительно не принимал и классицизма, ставшего к этому времени тормозом в развитии литературы. Формально состоя в «Беседе любителей русского слова», Крылов еще в повести «Каиб» зло высмеял последователей Шишкова, отмежевался от архаистов в литературе. Он был близок к «Арзамасу», общался с Жуковским и Пушкиным. Формирование его идейно-политических взглядов проходило под влиянием освободительного движения.
Крылов выступил против реакционной критики, обрушившейся с нападками на поэму Пушкина «Руслан и Людмила», он был среди первых слушателей трагедии «Борис Годунов». В свою очередь и Пушкин высоко оценил басни Крылова, называя их автора великим поэтом.
Издавая сатирические журналы «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий», создавая повесть «Каиб», комические оперы «Кофейница», «Илья-богатырь», Крылов готовил себя к работе над основным своим жанром — басней. Две отличительные особенности свойственны добасенному творчеству Крылова — сочувственное отношение к крепостным крестьянам и твердая защита национального начала, осуждение низкопоклонства перед Западом, в особенности перед французским.
Творчество Крылова развивалось в русле формирующегося реализма. Басенное творчество его готовилось и предшествующей прозой, публицистикой и драматургией. От журнальных произведений пришла злободневность, боевая активность, а от драматургии — стремительность развития действия, «сценичность» басни. Ведь Белинский определит басню как маленькую комедию.
В своих комедиях молодой Крылов выступил с резкой критикой галломании, всякого преклонения перед иностранщиной и с острым осуждением дворянского сентиментализма. Он боролся за самобытность русской национальной культуры. «Модная лавка» (1806) с большим успехом шла на сцене в начале века. Пьеса сценична, искрится юмором. В ней точен бытовой колорит, разработаны характеры персонажей, выразителен и сочен язык. Провинциал в столице обрисован обстоятельно, эту тему будут развивать драматурги и после Крылова.
«Урок дочкам» содержит в себе много водевильного. Провинциальных жеманниц ловко проучил лакей Семен, выдавший себя за французского маркиза, который дал себе слово не говорить по-французски. Предметный урок получают дочки, презирающие свой родной язык и преклоняющиеся перед всем французским. В первых реалистических комедиях сказались и недостатки: излишняя дидактичность, преувеличения. И все же комедии пользовались успехом и сохранились в репертуаре театров до 40-х годов.
В 1807 г. Крыловым была написана «волшебно-комическая» опера в 4-х действиях «с хорами, балетами и сражениями» — «Илья-богатырь». Она отличалась патриотической направленностью, определявшейся временем: шла война с Наполеоном. В опере изображена борьба русских с печенегами, возглавляемая Ильей Муромцем.
В драматических произведениях проявился талант и изобретательность Крылова. В бытовых сценах он запечатлел свое время, стремился к типизации персонажей. Этим отличались и его журнальная проза и стихи. Но только в баснях он достиг подлинного художественного совершенства, что выдвинуло его в разряд первоклассных писателей. Пьесы Крылова высоко оценил Белинский.
Проза, публицистика и драматургия Крылова