Прозвища Афины. Афина и Арахна. Праздник Панафинеи
Военные прозвища Афины. Родившись на свет вооруженной, Афина стала покровительницей войны и героев. По представлениям греков, войной занимался и ее брат Арес, но он был буйным и свирепым богом, а Афина покровительствовала войне, которая ведется расчетливо, тем подвигам, которые люди совершают на войне. Богиня давала героям мудрые советы, помогала им во время опасности. В битвах она сопровождала своих любимцев, наделяла их мужеством, сражалась вместе с ними. Поэтому многие прозвища Афины связаны с войной: ее называли Эноплос («Вооруженная»), Промахос («Сражающаяся впереди») и, так как она помогает добиться победы, Афина Ника («Победа»).
Афина Паллада. Была Афина и покровительницей городов, особенно тех, где в храмах были ее изображения. Самым известным таким изображением был палладий — упавшая с неба деревянная статуя, хранившаяся в Трое. Пока палладий был в Трое, греки не могли ее взять, поэтому им пришлось тайно выкрасть его оттуда. По названию этого изображения Афина получила свое самое знаменитое прозвище — Паллада.
Священные животные Афины. Но не только воинам была нужна Афина. Она, как думали греки, дает людям мудрость и знание, учит их искусствам и ремеслам. Поэтому Афину, как богиню мудрости, чтили люди, которые занимались умственным трудом, а ее священными животными были сова и змея, самые мудрые существа среди всех животных.
Афина
Раз совы — птицы Афины, значит в городе, носящем имя богини, они должны были обитать в изобилии. Существовала даже поговорка «Нести сову в Афины», смысл которой был тот же, что и у русской поговорки «Ехать в Тулу со своим самоваром». Сова была настолько связана с Афиной, что саму богиню иногда называли «совоокой», считая, что ее глаза похожи на совиные. Конечно, такое представление не согласуется с мнением о красоте Афины, но греков это не смущало.
Афина — покровительница женских ремесел. Девушек, как были уверены греки, Афина обучает рукоделию и ткачеству. Любит она, когда прилежны ее ученицы, когда восхищаются творениями их рук люди, но горе той рукодельнице, которая возомнит себя искуснее богини! Служит ей предостережением история Арахны.
Жила Арахна в стране Лидии и была она искуснейшей ткачихой. Прозрачны, как воздух, были сотканные ею полотна, и никто из смертных не мог сравниться с ней в мастерстве. Возгордилась Арахна, воскликнула: «Даже сама Афина не может превзойти меня искусством!» Услышала Афина слова ткачихи и явилась Арахне в образе дряхлой старушки.
«Напрасно, Арахна, стараешься ты превзойти бессмертных! Не вызывай богиню на состязание, смиренно моли ее простить твою дерзость. Великодушная Афина, прощает она молящих!» — так сказала Арахне богиня. Но лишь рассмеялась в ответ гордячка: «Отчего же не явится сюда Афина? Может, боится она меня?» Только произнесла Арахна неразумные слова, как видит: стоит перед ней вместо старухи сама великая дочь Зевса. Приняла Афина ее вызов.
И вот представили Афина и Арахна свои ткани на суд богов. Были их работы одинаково легки и прозрачны, украшали их прекрасные узоры, сияли на них, словно настоящие, солнце, луна и бесчисленные звезды. В центре же полотен изобразили мастерицы бессмертных богов. Были ничтожны и похожи на смертных боги, изображенные Арахной; во всем небесном величии представила их Афина. Признали боги, что победила в состязании Афина. Опозорена была Арахна и, не желая больше жить, повесилась. Но не дала ей умереть Афина, вынула ее из петли и молвила: «Живи, непокорная! Вечно будешь ты отныне занята ткачеством!» Коснулась она Арахны рукой — и обратилась та в паука. Так с тех пор и висит паук-Арахна в своей паутине, сплетая тонкие нити в замысловатые узоры.
Афинский Акрополь.
Афина состязается с Посейдоном за город. Случай с Арахной — один из немногих, когда богиня проявила жестокость. Обычно она добра и милостива к людям. Ее чтили не только ткачихи и рукодельницы, но и гончары, кораблестроители и весь рабочий люд. Свою помощницу-Афину они называли Эргана — «Работница». Афина была одной из самых мудрых богинь, особенно чтили ее за мудрость в государственных делах. Такую Афину именовали Булайя («Советная»), Сотейра («Спасительница»), Пронойя («Провидящая»). Есть у богини и город, которому она помогала с особым желанием.
За право стать покровительницей этого города и дать ему свое имя, Афина выдержала состязание с самим Посейдоном, грозным повелителем водной стихии. Зевс повелел им: пусть каждый приготовит жителям города свой дар, чей окажется ценнее, тем именем и будет назван город. Ударил Посейдон трезубцем в скалу — и забил оттуда источник соленой морской воды. А Афина воткнула в каменистую бесплодную землю копье, и вдруг покрылось оно листвой, выросла из копья олива. Восхитились и боги, и смертные — и признали Афину победительницей. Получил город ее имя. Действительно, ценнее этого дара придумать ничего было невозможно — олива хорошо растет и приносит богатые урожаи даже на не очень плодородной земле, которая окружала Афины. Долгое время в Афинах показывали след от удара трезубца Посейдона по скале и то дерево, которое, будто бы, выросло из копья Афины.
Панафинеи. Главный праздник в честь Афины справлялся в городе, носящем ее имя, в августе, и назывался Панафинеи. Особенно пышными были Великие Панафинеи, которые праздновались раз в пять лет. Несколько дней в Афинах приносили жертвы великой богине и проводили состязания, причем победителям состязаний колесниц выдавали денежные награды, а победителям в гимнастических играх — красиво расписанные сосуды, которые назывались панафинейскими амфорами. Но самая главная часть праздника наступала в его последний день, когда все жители Афин участвовали в поднесении богине нового одеяния — пеплоса.
Пеплос для богини изготовляли афинские девушки из хороших семей. Его прикрепляли к мачте и на колеснице или на модели корабля доставляли к Парфенону. Сопровождала его длинная процессия, в которой ехали верхом знатные афинские юноши, шли самые красивые девушки, несущие священную утварь, и самые старшие по возрасту афинские граждане. Все они были облачены в белые одежды и имели на голове венки. Допускались к участию в процессии и представители союзных с Афинами государств. Перед Парфеноном процессия останавливалась, богине приносили жертвы и дары, пели священные гимны, а затем ее статую одевали в пеплос.
За тот почет которым ее окружали в Афинах, богиня, как верили афиняне, надежно защищает их город. Как символ этой защиты на Акрополе стояла огромная статуя, изображающая Афину в полном вооружении — Афину Воительницу, Афину Промахос. Как бы напоминая чужакам о ее могуществе, блестели на солнце ее золотой шлем и золотой наконечник копья. И когда корабли приближались к Пирею, афинской гавани, находившейся в нескольких километрах от Афин, плывущие на них люди могли видеть вдалеке, над самим городом, золотое сияние ее грозного оружия.
Прозвища Афины. Афина и Арахна. Праздник Панафинеи