Психологические приемы, использованные в романе
На страницах романа «Война и мир» Лев Николаевич Толстой изучает нравственные стороны человеческого существования, что является отличительной особенностью его глубоко психологического и философского произведения. Общественные проблемы интересовали и волновали его преимущественно с нравственной точки зрения. В духовном несовершенстве личности Толстой видел явный источник зла, и потому ключевое место отводил моральному самосознанию человека.
Герои «Войны и мира» идут трудным путем постижения добра и справедливости, ведущим к осмыслению проблем общечеловеческого бытия. Толстой наделяет своих героев богатым, но в то же время противоречивым духовным миром, который постепенно приоткрывается перед читателем на протяжении всего произведения. Согласно этому принципу построены характеры Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой. С мастерством тончайшего психолога и знатока человеческих душ Л. Н. Толстой изображает внутренний мир героя в его развитии.
Н. Г. Чернышевский, анализируя ранние произведения писателя, пришел к выводу, что «диалектика души» — одна из самых выдающихся особенностей творческого метода автора. Писатель раскрывает сложнейший процесс становления личности героев, чьи стержневым моментом становится самооценка человеком своих мыслей, поступков. Так, Пьера Безухова постоянно одолевают сомнения. Он все время анализирует свои действия, пытаясь отыскать причины своих ошибок, таящихся в нем самом. По мнению Толстого, в этом кроется залог нравственного становления цельной личности.
Автор показывает, как человек путем самосовершенствования создает себя. Фактически на глазах читателя происходит внутренняя эволюция Пьера Безухова. Из некогда вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни, хотя и великодушного, доброго и открытого человека, он становится действительно «важным и нужным человеком общества», мечтающим о создании союза «всех честных людей» ради «общего блага и общей безопасности». Столь же непрост и тернист путь героев романа к искренним, неподдельным чувствам и стремлениям, не испорченным фальшью общества. Именно таковой является «дорога чести» Андрея Болконского.
Так, он не сразу открывает для себя настоящую любовь к Наташе, завуалированную лживыми представлениями о чувстве собственного достоинства. Не менее трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». Лишь перед смертью князь Андрей обретет «любовь, которую проповедовал Бог на земле». Но ему уже не придется жить на земле.
Путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним был неимоверно труден. Однако он прошел этот путь, заплатив за него своей жизнью — самым дорогим, что только может быть. Л. Н. Толстой тонко и точно передает нюансы психологического состояния героев. Его интересует, что руководит ими в совершении того или другого поступка.
Автор помещает своих героев в противоречивые ситуации, ставя перед ними неразрешимые проблемы, а также намеренно «заставляет» их совершать неблаговидные поступки, чтобы таким образом показать как сложность человеческих характеров и их неоднозначность, так и путь преодоления, очищения души. Сколь ни была горька чаша стыда и самоуничижения Наташи Ростовой, едва не бежавшей с Анатолем Курагиным, но она сумела достойно вынести это испытание. Героиню мучило не столько собственное горе, сколько то зло, ею причиненное князю Андрею. Наташа во всем случившемся винила только себя, но не Анатоля.
Духовное состояние героев в немалой степени раскрывают внутренние монологи, которые автор вводит в художественное повествование. Переживания, вряд ли видимые со стороны, нередко гораздо ярче и образнее характеризуют героя, нежели совершенные им поступки. Показателен диалог Николая Ростова, впервые столкнувшегося со смертью в Шенграбенском сражении: «Что это за люди?.. Неужели ко мне они бегут?
И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» И дальнейший комментарий Толстого дополняет психологическое состояние человека на войне, во время атаки, когда стираются границы между смелостью и трусостью: «Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно». Николай еще не раз испытает это состояние, прежде чем окончательно преодолеет в себе чувство страха. Иногда писатель использует сон как оригинальное средство психологической характеристики героев, чтобы таким образом раскрыть тайники человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом.
Во сне Петя Ростов слышит удивительную музыку, наполняющую его жизненной силой и стремлением совершать грандиозные дела. Его трагическую смерть читатель воспринимает не иначе как внезапно оборвавшийся музыкальный мотив. Во многом психологический портрет героя дополняют его впечатления от образов и картин окружающей реальности. У Толстого это передается с помощью нейтрального рассказчика, выражающего чувства и переживания самого героя. Например, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера Безухова, также как крестьянская девочка Малаша по-своему, по-детски, воспринимает прославленного фельдмаршала Кутузова на военном совете в Филях.
Характерный для «Войны и мира» принцип контраста, противопоставления и антитезы особенно ярко отражен в психологических характеристиках героев. Так князя Андрея солдаты называют — «наш князь», а Пьера — «наш барин». Точно также герои чувствуют себя и в народной среде. Неоднократно во время сражения у князя Андрея возникает восприятие людей «пушечным мясом», тогда как Безухов ощущает тесное родство с солдатами на Бородинском поле и в плену. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми», — писал Л. Н. Толстой.
Писатель смог проникнуть в самую глубину человеческой души, открыв перед читателем эволюцию духовного мира героев, путь их нравственного совершенствования, как и процесс возможного опустошения . Все это позволяет Толстому не только раскрыть свои моральные принципы, но и направить читателя на путь собственного самосовершенствования.
Психологические приемы, использованные в романе