Пугачев как предводитель восстания и как человек
В повести «Капитанская дочка» рассказывается о конкретном историческом событии, повествуется о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Кто же этот человек, сумевший поднять и повести за собой народные массы? А. С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Образ «великого государя» многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то мудр, то отвратителен, то зависим от окружения.
Предводитель восстания неотделим от стихии, он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется ее безличной власти. Впервые на страницах повести Пугачев появляется во время снежного бурана. Герои бессильны против буйства непогоды. Они заблудились, снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый донской казак говорит: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе».
В том и дело, что твердая полоса Пугачева — это беспутье. Он выводит путников по звездам — и его собственная звезда ведет его по историческому пути. Пугачев видит безнадежность своего пути.
Это сознательное самопожертвование во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ворону завидует орел, так как первый из них живет триста лет, а второй — тридцать три. Но при этом «ворон питается мертвячиной, а орел пьет живую кровь». Вывод этой сказки следующий: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом что Бог даст!».
Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права. В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств.
Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». Пугачев в повести показан не глазами приближенного и не глазами опытного историка. Его образ нарисован при помощи сознания молодого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Федоровича III».
Действие повести разворачивается в 1773 г., а это дает возможность показать Пугачева до и во время восстания. Как только герои выбираются из бурана, читатель «с помощью» Гринева видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. «Встреча» с Пугачевым во взятой им Белгорской крепости дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный кафтан.
Затем — на белом коне, в окружении соплеменников. Этот персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливают человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует «боярского дитятю» Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту».
До протяжении повести предводитель восстания раскрывается и с других сторон. Гринев присутствует на казачьем пиру. Замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню, догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял.
И когда наутро он не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп — это не только и не столько «царский жест», но и движение души. Долг платежом красен! Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» показан как бы с двух сторон: как жестокий, беспощадный, но смелый и решительный предводитель восстания и как великодушный человек, запоминающий добро и способный помочь другим людям, если их постигнет беда.
Пугачев — один из немногих людей, положивших свою жизнь «на алтарь свободы» — самое дорогое, что может отдать человек. А. С. Пушкин создал художественное произведение, в котором показал исторический образ Пугачева как предводителя крестьянского восстания и как обычного русского человека.
Пугачев как предводитель восстания и как человек