Пушкин и русская история
Перед вами — отрывок из учебной хрестоматии для 8-го класса, которая готовится к изданию в нашей гимназии. Отсутствие учебника, действительно пригодного для школы, навело нас на мысль: хорошо бы через газету провести конкурс отдельных статей для учебника-хрестоматии . Были же до революции специальные сборники статей для гимназий, очень основательные и по тем временам на хорошем филологическом уровне.
Вот эту статью мы предлагаем в будущий коллективный учебник. Ее мы используем в 8-м классе, когда учим конспектировать .
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Пушкин жил в бурную эпоху, богатую важными историческими событиями. Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года и декабрьского восстания на Сенатской площади 1825 года. В войне участвовали старшие братья его друзей-лицеистов, в восстании — его друзья, и среди них самые близкие — Пущин и Кюхельбекер.
Пушкин надеялся на успех греческого восстания против турецкого ига 1821 года, но не сочувствовал польскому восстанию 1831 года. Он участвовал в военной кампании 1829-1830 годов и описал ее в своем «Путешествии в Арзрум».
История творилась на его глазах, и, может быть, поэтому Пушкин отличался обостренным интересом к истории. В последние годы жизни он стал настоящим ученым-историком: написал «Историю пугачевского бунта» и готовил «Историю Петра I» . Работал в архивах, ездил в те места, где происходили описываемые им события, собирал рассказы очевидцев.
Одновременно Пушкин создавал художественные произведения, в которых воплотилось его понимание русской истории. Многие мысли возникли у него впервые при чтении «Истории…» Карамзина, и потому отчасти они вам уже знакомы. Пушкин размышлял о государственной власти, нарушающей нравственные законы, и о том, как следует относиться к такой власти честному человеку; о верности, чести, человеческом достоинстве, сохранить которые в иные времена бывает подвигом; о связи личной судьбы человека с судьбами его Отечества.
Взгляд Пушкина на историю — взгляд «человека государственного», то есть чувствующего свою личную ответственность за судьбу своей родины. И в то же время взгляд этот глубоко человечен.
В стихах Пушкина Россия предстает как один большой Дом и одна большая семья. Много раз этот дом приходилось заново строить на пепелище; отец передавал его сыну как наследство и как дело жизни. Защищая свою родину или трудясь для нее, человек мог преумножить славу своего рода, а мог на века опозорить свое имя.
Особенный интерес Пушкина к эпохе Петра I связан как раз с семейной историей. Прадедом Пушкина по материнской линии был Ибрагим, или Абрам Петрович, Ганнибал , эфиоп по происхождению, «выдающийся русский математик, фортификатор — военный инженер-строитель — и гидротехник», по преданию, крестник Петра I. Он был сын абиссинского эмира, похищенный турками. Русский посланник прислал его из Константинополя в подарок Петру I, который, как рассказывал Пушкин, сам его воспитывал и очень любил. Ибрагим стал главным героем незаконченного романа «Арап Петра Великого» .
С этим образом в мир Пушкина входит осязаемая реальность прошлого.
В «Стансах» и в поэме «Полтава» Петр I — это идеал государя, а его отношение к государству и подданным — благой пример, которому стоило бы, по мнению поэта, подражать его потомку , чтобы увеличить славу России и славу своего рода. Петр в изображении Пушкина — труженик и созидатель.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Подданные для пушкинского Петра — большая семья, в которой должны царить мир и любовь. Пушкин много раз писал о том, что Петр был «памятью незлобен» и умел прощать. Он надеялся, что и Николай I, следуя его примеру, простит сосланных в Сибирь участников декабрьского восстания.
Этот идеальный образ не совпадает с тем образом «исторического» Петра, который рисует Пушкин в своей незаконченной «Истории Петра» . Но это не значит, что в стихах создается ложное представление о Петре. Пушкин выбирает самые светлые эпизоды его жизни и показывает лучшие черты его личности, пробуждая в читателях «чувства добрые»: благодарность за те труды, которые действительно стоят благодарности потомков, и желание следовать его примеру. Стихи эти отчасти обращены лично к Николаю I: некоторое время Пушкин надеялся, что тот станет настоящим преемником Петра, и тактично давал ему добрый совет.
В поэме «Медный Всадник» — последней поэме Пушкина — отразилась другая сторона его исторических раздумий. В ней изображена не идеальная гармония большой семьи-государства , а страшный разлад и катастрофа. Петр I, воздвигая грандиозное здание Российской империи и, в частности, новую столицу, разрушает маленький мир своего подданного: его любовь, семью, его дом. Такое здание не может быть прочным: над ним всегда будет висеть угроза разрушения, бунт стихийных сил и бунт народной стихии.
Пушкин показывает, что стихия в первую очередь обрушивается на тех же «маленьких людей», забытых государством. Бунт стихии сравнивается с набегом разбойников. В этом взгляд его неожиданно соединяется с народным представлением о том, что страшные стихийные бедствия, голод и болезни постигают народ как кара за преступления царя.
Такую же страшную разрушительную стихию Пушкин рисует в «Истории Пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке» . В романе отношения личности и государства не менее трагичны, чем в поэме. Петр Андреевич Гринев — человек чести и долга — оказывается волею судьбы в таком положении, когда его долг и верность государству вступают в противоречие с долгом защитника несчастной Маши Мироновой. Государство и семья, как кажется, опять противопоставлены друг другу. В «Капитанской дочке» много страшных картин, но она оставляет гораздо более светлое впечатление, чем «Медный Всадник», потому что в художественном мире этого романа страшные и неразрешимые противоречия оказываются разрешены.
Разлад между членами семьи-государства преодолены верностью и милосердием — то есть личной нравственной высотой героев.
В романе разрешена еще одна проблема, волновавшая Пушкина-историка, — проблема «маленького человека». Евгений в «Медном Всаднике» забыл славу своих предков . Он стал винтиком в государственной машине, мелким чиновником, от которого почти ничего не зависит, а не соратником царя, кем, по мнению Пушкина, ему следовало быть.
Возможно, отчасти поэтому в великом замысле Петра ему не нашлось места.
Герои «Капитанской дочки» — это простые люди; имена их предков никогда не «блистали под пером Карамзина». Однако о них нельзя сказать, что это «маленькие люди». Их честь и верность сохраняют среди бурь и потрясений великое здание государства: и его внешний Порядок, и его внутреннее единство. В последней сцене романа Пушкин «заставил» императрицу Екатерину II помнить имя бедного капитана Миронова и считать себя в долгу перед его дочерью-сиротой.
В конце «Истории пугачевского бунта» Пушкин перечислил имена и фамилии офицеров, погибших, исполняя свой долг во время бунта. Он считал, что потомки обязаны их знать, так как беспамятство и неблагодарность безнравственны.
Пушкин и русская история